Page 248 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 248

— 232 —

        — Мама кормитъ Ваню въ своей комнатѣ, такъ нужно, чтобы въ это
   время провѣтрили его дѣтскую... Я посмотрю, отворили­ли въ его комнатѣ
   форточку; если нѣтъ, такъ напомню нянѣ это сдѣлать: она старенькая, все
   у насъ забываетъ...
        — Зачѣмъ­же форточку отворять?—спросили мы.
        — Развѣ ты этого не знаешь? Провѣтрить надо, освѣжить комнату, дур­
   пой воздухъ вонъ выпустить, а хорошій впустить...
        — Да можетъ быть тетя и этого не поняла,—перебилъ его старшій братъ,
   Саша: вѣдь такъ трудно понять, какъ онъ толкуетъ... Неправда­ли? — спра­
   іпивалъ онъ, обращаясь ко мнѣ съ участіемъ, и, не дожидаясь моего отвѣта,
   началъ, останавливаясь на каждомъ словѣ, съ необыкновеннымъ усердіемъ
   мнѣ объяснять...
        — Видите­ли, тутъ спало ночью много людей, воздухъ очень испор­
   тился, потомъ тутъ вставали, мылись, убирались, летѣла пыль, —ну, все это
   больше и больше портило воздухъ... вотъ его и надо теперь прочистить...
   поняла?
        — Поняла!—Но тутъ мальчикъ услышалъ голосъ брата въ залѣ и по­
   бѣжалъ къ нему.
        — Жизнь взаимной самопомощи... Такая горячая, трогательная забота
   о маленькомъ братѣ... это, конечно, прекрасно, но мнѣ бы хотѣлось знать,
   чѣмъ вы съ ними занимаетесь? Старшій, конечно, читаетъ, пишетъ, рисуетъ;
   тутъ уже много дѣла и для рукъ, и для головы. А маленькій? Ему, вѣдь,
   только шесть лѣтъ?
        — О, у него тоже очень много занятій... и Лярская отворила шкафъ,
   который полнехонько былъ набитъ всевозможными работами. Чего, чего тутъ
   не было: стулики, столы, вѣшалки, лѣстницы, ящички, чашечки, кубышки,—
   сдѣланныя изъ глины и воска, плетеныя и шитыя корзиночки, съ необыкно­
   веннымъ вкусомъ и симметріей въ цвѣтахъ и расположены; геометрическія
   фигуры изъ разноцвѣтной бумаги, аккуратно склеенныя; цѣлые маленькіе
   ландшафтики сельскихъ и городскихъ видовъ, причемъ деревья, животныя,
   люди, домики очень аккуратно были вырѣзаны изъ папки и стоймя приклеены
   къ картонажу, нарисованные, выпукло­выколотые контуры домашнихъ живот­
   ныхъ, птицъ, предметовъ, находящихся въ комнатѣ и т. п. Я съ изумле­
   ніемъ всматривалась въ работы; такого разнообразія я нигдѣ не видала;
   онѣ мало походили и на работы дѣтскаго сада, которыя я встрѣчала на раз­
   личныхъ выставкахъ. Ничто не носило, такъ сказать, казеннаго, форменнаго
   характера, т. е. ничто не было подчищено, прикрашено. Вы сплошь и рядомъ
   встрѣчали пятно, дырку, переправленную ошибку. Но сколько во всемъ этомъ
   вѣрной, тонкой наблюдательности, симметріи, вкуса, граціи...
        — Неужели вы не поправляли всѣхъ этихъ работъ?
        — Эти нѣтъ, даже выборъ былъ ихъ собственный, а вотъ сюда загля­
   ните,—и она указала на нижнія полки...
         По этимъ работамъ я легко могла прослѣдить, какъ каждый изъ нихъ
   постепенно развивался. Въ этихъ тетрадяхъ часто не только трудно было
   разобрать какую­нибудь форму или фигуру, —это просто были испачканные,
   залитые клеемъ, куски мятой бумаги, налѣпленные на тетрадь.
        — Видите­ли, сколько тутъ моей работы? — сказала Лярская, указывая
   на фигурки; аккуратно сдѣланныя, которыя среди этой пачкотни рѣзко вы­
   дѣлялись. Вотъ старшій теперь уже все мастеритъ безъ всякихъ указаній,
   но Колѣ приходится еще много поправлять, на ­многое его наводить. Да
   такъ­ли бы мы работали, если бы я могла тратить па нихъ много времени;
   243   244   245   246   247   248   249   250   251   252   253