Page 246 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 246

— 230 —

        — Ну, славу Богу, сказала она, подавая мнѣ руку: сегодня удалось за­
   няться съ дѣтьми во время. Идите, дѣти, завтракать въ другую комнату,—
   обратилась она къ нимъ.
        — Ахъ мама!—завопили дѣти въ голосъ, —какъ ты сегодня мало съ нами
   занималась!
        — Ну, смотри, маленькій, сказала Лярская, показывая часы младшему
   С>­тилѣтнему сыну
        — Ну что­жъ? отвѣчалъ онъ: теперь только 12 часовъ, а ты начала
   заниматься въ ІР/з час. Только 10 минутами больше обыкновенная.
        — А, помнишь, третьяго дня, за тобою еще оставалось 15 минутъ, —
   подхватилъ 8­ми­лѣтній ребенокъ,—а на той недѣлѣ ты тоже осталась у наст,
   въ долгу.
        — Ну хорошо, хорошо, проговорила Лярская, смѣясь и цѣлуя ихъ...
   Когда нибудь всѣ долги покрою... А теперь идите­ка ѣсть, а то все про­
   стынетъ!
        Старшій убѣжалъ, по младшій сталъ въ дверяхъ и проговорилъ, надувши
   губки: „Ты вчера вечеромъ кончила срочную работу, а послѣ этого на дру­
   гой день ты всегда съ нами 20­ю минутами больше сидишь, да еще не въ
   счетъ играешь съ нами... Это изъ­за гостьи... не скажу, что хотѣлъ сказать..."
   и мальчикъ расхохотался, быстро повернулся и убѣжалъ...
        — Скажите, чѣмъ вы это такъ ихъ заинтересовали, что они считаютъ
   каждую секунду?
        — Боже мой, сказала Лярская, неужели дѣти могутъ чѣмъ нибудь не­
   интересоваться? Не только со своими, но и со всѣми дѣтьми, съ которыми
   мнѣ приходилось заниматься, я никогда не встрѣчала, чтобы, послѣ назна­
   ченнаго часа или получаса, дѣти не приставали съ просьбою еще позаняться.
   Работа заставляетъ меня меньше съ ними сидѣть, чѣмъ слѣдуетъ; не будь
   этого, по своей слабости я часто бы увлекалась вѣчнымъ ихъ увлеченіемъ,
   поддавалась бы на ихъ просьбы...
        — Но младшему только 6 лѣтъ, не рано­ли вы начинаете его учить?
        — Я его не учу въ томъ смыслѣ, какъ понимаютъ у насъ ученіе: онъ
   еще не знаетъ у меня ни читать, ни писать... Но оставить мальчика только
   бѣгать и бить баклуши до 10­ти лѣтъ, а потомъ сразу заставить зубрить три
   языка, посадить на 8—9 часовъ въ день склонять, спрягать, заучивать цѣлыя
   страницы опредѣленій, готовыхъ выводовъ и правилъ, прежде чѣмъ онъ сдѣ­
   лаетъ хотя одно самостоятельное наблюдете, — нѣтъ, ужъ за это благодарю
   покорно! Какой прокъ въ школьномъ ученіи, когда вы напередъ не пробу­
   дили мысли, не остановили вниманія на тысячи окружающихъ, близкихъ ре­
   бенку предметахъ, совершенно доступныхъ его пониманію, и наконецъ, самое
   главное, возможно­ли требовать 4—5 часоваго постоянства въ трудѣ, когда
   иередъ тѣмъ онъ шатается изъ угла въ уголъ, не привыкъ и полчаса пора­
   ботать иадъ однимъ и тѣмъ­же? При своей методѣ я убѣждена въ одномъ:
   мнѣ не только не придется ихъ упрекать въ лѣни, но всегда нужно будетъ
   сдерживать ихъ рвеніе къ занятіямъ. Теперь къ необыкновенной усидчивости
   и успѣхамъ побуждаетъ ихъ не конфетка, не копѣйка, какою награждаютъ
   дѣтей за прилежаніе, а ихъ собственная любознательность... Точно также и
   послѣ причиною ихъ рвенія, по крайней мѣрѣ я горячо вѣрю въ это, будетъ
   не желаніе ихъ добиться теплаго мѣстечка, а жажда знанія, истинный инте­
   ресъ къ наукѣ.
        На этомъ насъ прервала кухарка, которая прошла мимо насъ съ ко­
   стрюлею въ рукахъ.
   241   242   243   244   245   246   247   248   249   250   251