Page 246 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 246
— 230 —
— Ну, славу Богу, сказала она, подавая мнѣ руку: сегодня удалось за
няться съ дѣтьми во время. Идите, дѣти, завтракать въ другую комнату,—
обратилась она къ нимъ.
— Ахъ мама!—завопили дѣти въ голосъ, —какъ ты сегодня мало съ нами
занималась!
— Ну, смотри, маленькій, сказала Лярская, показывая часы младшему
С>тилѣтнему сыну
— Ну чтожъ? отвѣчалъ онъ: теперь только 12 часовъ, а ты начала
заниматься въ ІР/з час. Только 10 минутами больше обыкновенная.
— А, помнишь, третьяго дня, за тобою еще оставалось 15 минутъ, —
подхватилъ 8милѣтній ребенокъ,—а на той недѣлѣ ты тоже осталась у наст,
въ долгу.
— Ну хорошо, хорошо, проговорила Лярская, смѣясь и цѣлуя ихъ...
Когда нибудь всѣ долги покрою... А теперь идитека ѣсть, а то все про
стынетъ!
Старшій убѣжалъ, по младшій сталъ въ дверяхъ и проговорилъ, надувши
губки: „Ты вчера вечеромъ кончила срочную работу, а послѣ этого на дру
гой день ты всегда съ нами 20ю минутами больше сидишь, да еще не въ
счетъ играешь съ нами... Это изъза гостьи... не скажу, что хотѣлъ сказать..."
и мальчикъ расхохотался, быстро повернулся и убѣжалъ...
— Скажите, чѣмъ вы это такъ ихъ заинтересовали, что они считаютъ
каждую секунду?
— Боже мой, сказала Лярская, неужели дѣти могутъ чѣмъ нибудь не
интересоваться? Не только со своими, но и со всѣми дѣтьми, съ которыми
мнѣ приходилось заниматься, я никогда не встрѣчала, чтобы, послѣ назна
ченнаго часа или получаса, дѣти не приставали съ просьбою еще позаняться.
Работа заставляетъ меня меньше съ ними сидѣть, чѣмъ слѣдуетъ; не будь
этого, по своей слабости я часто бы увлекалась вѣчнымъ ихъ увлеченіемъ,
поддавалась бы на ихъ просьбы...
— Но младшему только 6 лѣтъ, не раноли вы начинаете его учить?
— Я его не учу въ томъ смыслѣ, какъ понимаютъ у насъ ученіе: онъ
еще не знаетъ у меня ни читать, ни писать... Но оставить мальчика только
бѣгать и бить баклуши до 10ти лѣтъ, а потомъ сразу заставить зубрить три
языка, посадить на 8—9 часовъ въ день склонять, спрягать, заучивать цѣлыя
страницы опредѣленій, готовыхъ выводовъ и правилъ, прежде чѣмъ онъ сдѣ
лаетъ хотя одно самостоятельное наблюдете, — нѣтъ, ужъ за это благодарю
покорно! Какой прокъ въ школьномъ ученіи, когда вы напередъ не пробу
дили мысли, не остановили вниманія на тысячи окружающихъ, близкихъ ре
бенку предметахъ, совершенно доступныхъ его пониманію, и наконецъ, самое
главное, возможноли требовать 4—5 часоваго постоянства въ трудѣ, когда
иередъ тѣмъ онъ шатается изъ угла въ уголъ, не привыкъ и полчаса пора
ботать иадъ однимъ и тѣмъже? При своей методѣ я убѣждена въ одномъ:
мнѣ не только не придется ихъ упрекать въ лѣни, но всегда нужно будетъ
сдерживать ихъ рвеніе къ занятіямъ. Теперь къ необыкновенной усидчивости
и успѣхамъ побуждаетъ ихъ не конфетка, не копѣйка, какою награждаютъ
дѣтей за прилежаніе, а ихъ собственная любознательность... Точно также и
послѣ причиною ихъ рвенія, по крайней мѣрѣ я горячо вѣрю въ это, будетъ
не желаніе ихъ добиться теплаго мѣстечка, а жажда знанія, истинный инте
ресъ къ наукѣ.
На этомъ насъ прервала кухарка, которая прошла мимо насъ съ ко
стрюлею въ рукахъ.