Page 247 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 247
— 231 —
— Ахъ, Господи, да кудаже вы!—живо остановила ее Лярская, взявши
изъ ея рукъ кастрюльку.—Вотъ, представьте хотя такой случай, обратилась
она ко мнѣ.—Кажется, ну что значитъ поднести годовалому ребенку горячій
бульоиъ?—пустяки; между тѣмъ, сколько тутъ порчи характера! Ребенка
кормятъ всегда въ одно и то же время,—слѣдовательно, теперь онъ уже про
голодался. Видъ бульона еще сильнѣе возбуждаетъ его голодъ; онъ проситъ
ѣсть, кричитъ, плачетъ. Обыкновенно нисколько не торопятся удовлетворить
такому законному требованію; напротивъ, при немъ студятъ его кушанье.
Естественно, этимъ еще больше его поддразниваютъ. Ребенокъ синѣетъ отъ
злости и крика. Матери при этомъ никогда и не думаютъ о послѣдствіяхъ.
Ихъ только радуетъ, что у ребенка такой сильный аппетитъ. Между тѣмъ,
слезы и волненіе его утомляютъ, и аппетитъ пропадаетъ. У другихъже дѣ
тей волненіе, напротивъ, вызываетъ усиленную дѣятельность; сразу просы
пается, что называется, волчій голодъ: ребенокъ глотаетъ такъ, что давится
отъ торопливости, не успѣвая смачивать пищу слюною. Какія же послѣд
ствія? Пища дурно переваривается, и ребенокъ становится раздражительнымъ.
Спрашивается, зачѣмъ его пріучать ревѣть, злиться, настойчиво требовать,
когда этого всего такъ легко избѣжать!.. 'А даже и дверь притворяю, чтобы
стукъ ложечки не напомнилъ ему, что тутъ дѣлается.
Когда Лярская остудила бульонъ, она поставила блюдечко на столъ и
кликнула старшихъ дѣтей.
— Дѣтушки!—сказала она имъ, когда они вбѣжали,—нука, скорѣе со
бирайте всѣ ваши игрушки изъ моего кабинета...
— А зачѣмъ это, мама?—спросилъ младшш.
— Развѣ ты забылъ?—перебилъ его старшій, подбирая игрушки и скла
дывая все въ большой ящикъ,—мы сейчасъ ѣли, вотъ и Ваню будутъ кормить
въ этой комнатѣ; такъ нужно, чтобы нашихъ игрушекъ здѣсь не валялось...
Вотъ этими прутиками онъ глаза себѣ выколетъ, этимъ стеклышкомъ об
рѣжется...
— А если слижетъ зеленую краску съ бочки, такъ отравится, умретъ...—
нодхватилъ младшій. — А вотъ это ему можно дать, это хорошая краска, впро
чемъ, надо попробовать...
— Потомъ, потомъ, дѣти; уберите сначала игрушки.
Дѣти всѣ вмѣстѣ поволокли въ уголъ нагруженный игрушками ящикъ.
— Всетаки Ваня, пожалуй, увидитъ, что здѣсь игрушки, —сказалъ 6ти
лѣтній Коля,—прикроемъка ихъ газетой, а то, вѣдь, Ванѣ это тоже нехо
рошо; онъ будетъ тянуться, просить, чего нельзя дать,—болталъ ребенокъ: —
онъ, вѣдь, у насъ еще маленькій, ничего не понимаетъ... Только, вотъ, прочти,
не сегодняшняяли газета? — сказалъ Коля, подавая старшему брату, — а то
мама, пожалуй, ея не читали, не догадается, что мы здѣсь ее положили, бу
детъ долго искать.
— Готово!—кричали они матери, и Лярская взошла съ маленькимъ ре
бенкомъ на рукахъ и стала его кормить. Коля началъ заигрывать съ малень
кимъ братомъ. „Теперь не время, дружокъ, —сказала ему мать,—видишь, Ваня
смотритъ на тебя, развлекается, вотъ и привыкнетъ шалить во время ѣды...
Смотри" — и она указала ему, какъ маленькій засмотрѣлся на брата, улыб
нулся, и бульонъ вылился у него изо рта.
— Ахъ, какой ты еще маленькій глупышъ!—сказалъ Коля Покровитель
ственно, погрозивъ брату пальцемъ, схватилъ съ дивана большой фланелевый
платокъ и началъ въ него закутываться.
— Это кудаже ты собираешься?—спросили мы.