Page 247 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 247

— 231 —

        — Ахъ, Господи, да куда­же вы!—живо остановила ее Лярская, взявши
   изъ ея рукъ кастрюльку.—Вотъ, представьте хотя такой случай, обратилась
   она ко мнѣ.—Кажется, ну что значитъ поднести годовалому ребенку горячій
   бульоиъ?—пустяки; между тѣмъ, сколько тутъ порчи характера! Ребенка
   кормятъ всегда въ одно и то же время,—слѣдовательно, теперь онъ уже про­
   голодался. Видъ бульона еще сильнѣе возбуждаетъ его голодъ; онъ проситъ
   ѣсть, кричитъ, плачетъ. Обыкновенно нисколько не торопятся удовлетворить
   такому законному требованію; напротивъ, при немъ студятъ его кушанье.
   Естественно, этимъ еще больше его поддразниваютъ. Ребенокъ синѣетъ отъ
   злости и крика. Матери при этомъ никогда и не думаютъ о послѣдствіяхъ.
   Ихъ только радуетъ, что у ребенка такой сильный аппетитъ. Между тѣмъ,
   слезы и волненіе его утомляютъ, и аппетитъ пропадаетъ. У другихъ­же дѣ­
   тей волненіе, напротивъ, вызываетъ усиленную дѣятельность; сразу просы­
   пается, что называется, волчій голодъ: ребенокъ глотаетъ такъ, что давится
   отъ торопливости, не успѣвая смачивать пищу слюною. Какія же послѣд­
   ствія? Пища дурно переваривается, и ребенокъ становится раздражительнымъ.
   Спрашивается, зачѣмъ его пріучать ревѣть, злиться, настойчиво требовать,
   когда этого всего такъ легко избѣжать!.. 'А даже и дверь притворяю, чтобы
   стукъ ложечки не напомнилъ ему, что тутъ дѣлается.
        Когда Лярская остудила бульонъ, она поставила блюдечко на столъ и
   кликнула старшихъ дѣтей.
        — Дѣтушки!—сказала она имъ, когда они вбѣжали,—ну­ка, скорѣе со­
   бирайте всѣ ваши игрушки изъ моего кабинета...
        — А зачѣмъ это, мама?—спросилъ младшш.
        — Развѣ ты забылъ?—перебилъ его старшій, подбирая игрушки и скла­
   дывая все въ большой ящикъ,—мы сейчасъ ѣли, вотъ и Ваню будутъ кормить
   въ этой комнатѣ; такъ нужно, чтобы нашихъ игрушекъ здѣсь не валялось...
   Вотъ этими прутиками онъ глаза себѣ выколетъ, этимъ стеклышкомъ об­
   рѣжется...
        — А если слижетъ зеленую краску съ бочки, такъ отравится, умретъ...—
   нодхватилъ младшій. — А вотъ это ему можно дать, это хорошая краска, впро­
   чемъ, надо попробовать...
        — Потомъ, потомъ, дѣти; уберите сначала игрушки.
        Дѣти всѣ вмѣстѣ поволокли въ уголъ нагруженный игрушками ящикъ.
        — Все­таки Ваня, пожалуй, увидитъ, что здѣсь игрушки, —сказалъ 6­ти
   лѣтній Коля,—прикроемъ­ка ихъ газетой, а то, вѣдь, Ванѣ это тоже нехо­
   рошо; онъ будетъ тянуться, просить, чего нельзя дать,—болталъ ребенокъ: —
   онъ, вѣдь, у насъ еще маленькій, ничего не понимаетъ... Только, вотъ, прочти,
   не сегодняшняя­ли газета? — сказалъ Коля, подавая старшему брату, — а то
   мама, пожалуй, ея не читали, не догадается, что мы здѣсь ее положили, бу­
   детъ долго искать.
         — Готово!—кричали они матери, и Лярская взошла съ маленькимъ ре­
   бенкомъ на рукахъ и стала его кормить. Коля началъ заигрывать съ малень­
   кимъ братомъ. „Теперь не время, дружокъ, —сказала ему мать,—видишь, Ваня
   смотритъ на тебя, развлекается, вотъ и привыкнетъ шалить во время ѣды...
   Смотри" — и она указала ему, какъ маленькій засмотрѣлся на брата, улыб­
   нулся, и бульонъ вылился у него изо рта.
         — Ахъ, какой ты еще маленькій глупышъ!—сказалъ Коля Покровитель­
   ственно, погрозивъ брату пальцемъ, схватилъ съ дивана большой фланелевый
   платокъ и началъ въ него закутываться.
         — Это куда­же ты собираешься?—спросили мы.
   242   243   244   245   246   247   248   249   250   251   252