Page 245 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 245

— 229 —

   практической жизни, могла бы только повести къ самымъ плачевнымъ резуль­
   татамъ, но нѣкоторой правды нельзя не признать за этою мыслію. Я рѣпіи­
   тельно не могу допустить знакомства дѣтей со всѣмъ житейскимъ. Я уже не­
   говорю о знакомствѣ съ предметами, которые непонятны для ихъ ума и за­
   соряютъ ихъ воображеніе грязными, недостойными образами. Я не допускаю
   даже, чтобы при дѣтяхъ велись мелкіе, денежные разсчеты. Вмѣсто того,
   чтобы дать имъ понятіе о высоко­нравственныхъ личностяхъ, приносивпіихъ
   себя въ жертву на пользу общества, прежде всего окунуть его въ кругово­
   рота торгашества, взаимной эксплуатации!     Ни за что!..  Они у меня даже
   никогда не видятъ денегъ...
        — Я думаю, это большой ущербъ для ихъ ариѳметическихъ знаній,
   возразила одна учительница.—Какъ вы думаете? обратилась она къ сосѣдкѣ.
        — Право я не могу отвѣчать на это,—сказала женщина среднихъ лѣтъ,
   внамательно слушавшая пренія, такъ какъ даже не могу себѣ и представить
   что бы вышло изъ дѣтей, если бы на практикѣ къ нимъ стали примѣнять
   какую бы то ни было теорію отчуждения, удаленія,—покрайней мѣрѣ для меня
   это немыслимо: я живу такъ тѣсно съ дѣтьми, и въ переносномъ, и въ бук­
   вальномъ смыслѣ этого слова... скрывать отъ нихъ чтобы то ни было мнѣ
   очень трудно...
        — Однако, не все­же можно объяснить ребенку,—замѣтила одна дама,
   нисколько не скрывая при этомъ двусмысленной улыбки.
        — Очень многаго нельзя объяснить,—отвѣчала та совершенно серьезно,—
   но вы, повидимому намекаете на эмбріологическіе вопросы, которые дѣтп
   часто задаютъ старшимъ. Мнѣ кажется, если бы педагоги такъ ретиво оста­
   навливались на томъ, какъ проще и удобнѣе выяснить дѣтямъ и другіе, не
   менѣе сложные вопросы, которые еще болѣе эмбріологическихъ интересуютъ
   ихъ, наша воспитательная практика ушла бы далеко впередъ. Наконецъ,
   если мать умѣетъ дать какую нибудь полезную пищу для ума дѣтей, то
   эмбріологическіе вопросы вовсе не играютъ у нихъ такой важной роли.
        — Однако, скажите, пожалуйста, что вы отвѣчаете дѣтямъ, когда они
   пристаготъ къ вамъ съ подобными вопросами?
        — Говорю, что охотно объяснила бы имъ, но они ничего не поймутъ.
        — И они довольствуются?
         — Они знаютъ, что я не полѣнюсь объяснить все, что они меня"спро­
   сятъ, а если отказываю имъ сдѣлать это въ данную минуту, они привыкли
   вѣрить, что я дѣлаю это не изъ каприза.
        Я изъявила желаніе поближе познакомиться съ методою воспитанія
   этой особы.
         — Сдѣлайте одолженіе, заверните, когда время будетъ, только, если вы
   имѣете какія нибудь педагогическія цѣли, напередъ предупреждаю, очень
   разочаруетесь. Подумайте, можемъ ли мы, вынужденныя зарабатывать усид­
   чивымъ трудомъ свой хлѣбъ, воспитывать дѣтей по всѣмъ правиламъ педа­
   гогіи? Можемъ­ли всегда быть съ ними ровны, веселы, справедливы, когда
   сплошь и рядомъ проводишь ночи за работой. А могутъ ли дѣти быть хорошо
   воспитаны, когда занимаешься съ ними урывками.
        Мы скоро, однако, близко сошлись съ Лярской—такъ звали мою^новую
   знакомую,—и я представлю на судъ читателей все то, что я видѣла у нея
   во время нѣсколькихъ моихъ посѣщеній, такъ какъ все это послужить къ
   нѣкоторому выясненію затронутаго въ обществѣ и въ педагогіи вопроса о
   нравственномъ воспитаніи.
         Послѣ знакомства съ Лярской, я какъ­то зашла къ ней.
   240   241   242   243   244   245   246   247   248   249   250