Page 244 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 244

— 228 —

   передъ родителями. Слѣдовательно, ребенокъ пойдете на прогулку, станете
   чистоплотнымъ, услужливымъ, послушнымъ не потому, что онъ считаетъ это
   полезнымъ, не потому, что вѣритъ старшимъ и знаете, что его ничего не
   заставятъ дѣлать изъ личнаго каприза, а только изъ страха, изъ боязни под­
   вергнуться наказанію, а мы уже знаемъ губительное вліяніе страха на здо­
   ровье и интиллектуальныя силы ребенка.
        Чѣмъ же естественный методъ лучше другихъ наказаній, когда дѣйствіе
   его тотъ же страхъ, равно унизительный для человѣческаго достоинства того,
   кто его вызываетъ, какъ и того, кто его чувствуете? Однажды возбужденный
   страхъ заставляете ребенка думать о своемъ воспитателѣ: онъ можетъ все со
   мною сдѣлать и казнить, и помиловать. И въ силу такого убѣжденія, онъ на­
   чинаете хитрить, лицемѣрить, трусить, является множество и другихъ пре­
   зрѣнныхъ, рабскихъ наклонностей.
        Средство заставить ребенка сдерживать свои дурныя склонности, научить
   отказываться отъ того, что ему нравится, когда исполнить его желаніе затруд­
   нительно для старшихъ, — это развить волю дитяти. Всякое наказаніе, какое бы
   оно ни было, раздражаете ребенка. Если наказаніе не производите никакого
   дѣйствія, естественно, что воспитатель или замѣнитъ его другимъ, или вовсе оста­
   вите. То, что обыкновенно называютъ дѣйствіемъ наказанія, есть результата силь­
   нѣйшаго раздраженія нервовъ, что болѣе всего способствуете ослабленію воли
   и притупленію чувствительности или ненормальной ея возбужденности, между
   тѣмъ, то и другое очень вредно.
        Наконецъ всякое наказаніе можетъ, пожалуй, заставить ребенка поудер­
   жаться отъ дурной привычки,­ но никогда не вырветъ съ корнемъ порока.
   Ребенокъ, конечно, будетъ бояться продѣлывать при старшихъ то, за что онъ
   можетъ пострадать, но лишь только онъ не чувствуетъ надъ собою этой узды,
   дурная страсть принимаетъ еще болѣе обширные размѣры или является въ
   новой формѣ. Зло нельзя поправить зломъ и местью: исторія человѣчества
   говорите намъ, что грубые нравы смягчались только кротостью и образова­
   ніемъ.
        Для иллюстраціи нашей мысли приведемъ образчикъ воспитанія, выхва­
   ченный нами изъ дѣйствительной жизни знакомой намъ семьи, гдѣ мать, не
   смотря на вольныя и невольныя погрѣіпности даваемаго воспитанія, была
   проникнута до глубины души двумя важнѣйшими принципами — сознаніемъ
   необходимости давать дѣтямъ трудовой закалъ еще до школьнаго возраста и
   убѣжденіемъ тяжкаго вреда для нихъ отъ какихъ бы то ни было наказаній.
   Но прежде этого нахожу небезполезнымъ привести одинъ изъ разговоровъ на
   педагогическую тему, который въ той или другой формѣ чаще всего раз­
   дается въ интеллигентной средѣ. Въ этихъ спорахъ и толкахъ о воспитанін
   насъ менѣе всего занимаютъ матери, которыя всюду носятъ съ собою груз­
   ный коробъ геніальныхъ дѣяній своихъ даровитыхъ дѣтей. Имѣя много дѣла
   съ различными дѣтьми, иногда весьма способными, мы признали полную спра­
   ведливость словъ Руссо: „РІногда, слушая ребенка", говорите онъ, „вы мыс­
   ленно называете его геніемъ, черезъ минуту—дуракомъ. Но то и другое
   будетъ ошибочно: это только ребенокъ, лучше сказать, это орленокъ, который
   на минуту поднимается въ воздухъ и тотчасъ же падаете въ гнѣздо". Съ осо­
   беннымъ интересомъ мы выслушивали матерей, которыя имѣли много личнаго
   опыта, сами вели воспитаніе дѣтей, откровенно высказывали свои удачи и
   неудачи.
        — Я признаю,—говорила одна,—что теорія Руссо воспитывать дѣтей
   внѣ общества, чтобы сохранить ихъ естественную чистоту, въ примѣненіи къ
   239   240   241   242   243   244   245   246   247   248   249