Page 243 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 243

— 227 —


   жемъ воздухѣ. Но вѣдь въ свѣжемъ воздухѣ, пиіцѣ нуждается дѣтскій орга­
   низмъ для своего роста и развитая. Кромѣ того, забывчивость дѣтеіі, ихъ
   наклонность къ шалостямъ и къ игрѣ, тамъ, гдѣ надо серьезно отнестись къ
   дѣлу,—все это, по большей части происходить отъ недостатка опыта и ум­
   ственнаго развитія. Живыя и забывчивыя дѣти очень часто оказывались бы
   повинными въ подобныхъ маленькихъ преступленіяхъ, и по этой теоріи ихъ
   безпрестанно пришлось бы лишать пищи, прогулки, и т. п. Представьте,
   какъ бы это вредно отразилось на развитіи организма, а слѣдовательно и
   мозга, значитъ, еще болѣе замедлило бы возможность скорѣе уразумѣть за­
   конность вашихъ требованій. Наконецъ, сплошь и рядомъ вялыя дѣти не
   охотники до прогулокъ, нѣкоторыя не любятъ того кушанья, котораго ихъ
   лишаютъ; тогда наказаніе, пожалуй, заставить ихъ еще чаще прибѣгать къ
   тѣмъ же продѣлкаыъ. Во всѣхъ подобныхъ случаяхъ естественное слѣдствіе
   проступка не будетъ вовсе для ребенка наказаніемъ. Волею или неволею тутъ
   уже придется изобрѣтать искусственныя средства.
        Теперь посмотримъ, какъ иногда дѣйствуютъ эти наказанія, когда онѣ
   попадаютъ въ цѣль.
         Одинъ мальчикъ далъ пощечину своему товарищу. Маленькое общество
   должно было черезъ нѣсколько минутъ ѣхать кататься по дачамъ. Прогулки
   ждали уже двѣ недѣли, и дѣти, по поводу ея, строили не мало плановъ: какъ
   самимъ править лошадью, куда поѣхать. Въ эту минуту уже подъѣхалъ ша­
   рабанъ, и дѣти съ радостными криками высыпали на крыльцо.
        — Ты съ товарищами дерешься, значитъ и не долженъ быть въ ихъ
   обществѣ,— оставайся дома,—сказала ему мать. И никакія мольбы и клятвы
   не помогли ребенку вымолить прощеніе. Въ истерическихъ рыданіяхъ онъ
   упалъ на полъ; когда голоса его товарищей смолкли, ребенокъ вскочилъ и
   притаилъ дыханіе, надѣясь что вотъ­вотъ его позовутъ ѣхать съ другими. Но
   никто его не звалъ, и тишина была передъ бурей. У мальчика вдругъ глаза
   засверкали зловѣщимъ огнемъ, губы исказились злобой; онъ то метался изъ
   угла въ уголъ, какъ дикій звѣрь въ клѣткѣ, то бился головою объ стѣну,
   иадалъ на землю и отрывисто кричалъ: скверная, злая мама, не люблю...
   тебя убью, всѣхъ убью.!.. Ай, поѣду, поѣду, пустите меня! — Такъ бѣсился
   ребенокъ часа три, пока не уснулъ на полу, избившись до крови. Когда
   мать на другой день подошла къ нему, онъ замахнулся, чтобы ударить ее,
   но, замѣтивъ ея сдвинутыя брови, отвернулся и не погаелъ пить чай. Когда
   вбѣжали дѣти и стали между собою вспоминать вчерашнюю прогулку, онъ
   не стерпѣлъ, вскочилъ, отвѣсилъ тому же самому, товарищу еще болѣе пол­
   новѣсную оплеуху, и съ нимъ повторился вчерашній припадокъ, т. е. онъ
   сталъ бѣгать, бранить мать, биться головою о стѣну. Къ нему стали подбѣ­
   гать товарищи, но онъ съ такою яростью поднялъ на нихъ кулакъ, что дѣти
   въ ужасѣ разбѣжались. Знакомые, увидавшіе мальчика вечеромъ, когда онъ
   уже совершенно успокоился, и не знавшіе о происшествіи, думали, что
   онъ всталъ съ постели послѣ тяжелой болѣзни. Этотъ мальчикъ, котораго
   мнѣ послѣ этого пришлось видѣть въ продолженіи двухъ мѣсяцевъ, дрался
   по прежнему, но получилъ серьезную ненависть къ ребенку, . который, хотя
   невинно, далъ поводъ такъ жестоко его наказать. Намъ кажется, что по­
   добныя наказанія еще несравненно тяжелѣе и бёзнравственнѣе розогъ. Но
   крайней мѣрѣ нравственная пытка болѣе продолжительна и гораздо сильнѣе
   озлобляетъ ребенка.
        Всякій согласится съ тѣмъ, что наказанія, естестенныя онѣ или искус­
   ственныя, придуманы съ цѣлью вызвать страхъ, опасеніе вновь провиниться
                                                                         16*16*16*16*
   238   239   240   241   242   243   244   245   246   247   248