Page 238 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 238

— 222 —

   или другой періодъ времени подвинулся впередъ къ разрѣшенію главной
   нравственной задачи, тогда навѣрно многимъ бы на свѣтѣ стало легче жить.
   „Если люди", говорить Милль, „имѣющіе сколько нибудь сносную внѣшнюго
   обстановку, не видятъ въ жизни ничего, что давало бы ей цѣну въ ихъ гла­
   захъ, то это происходить обыкновенно оттого, что они ни о чемъ иномъ ни­
   когда не думали, какъ­ только о самихъ себѣ. Для людей, которые не имѣютъ
   никакихъ привязанностей, ни общественныхъ, ни частныхъ, сумма жизнен­
   ныхъ возбужденій значительно сокращается, и даже самая жизнь теряетъ
   для нихъ всякій интересъ, когда они видятъ, что смерть готовится уже по­
   ложить конецъ всѣмъ ихъ эгоистическимъ интересамъ; для тѣхъ же людей,
   напротивъ, которые оставляютъ послѣ себя предметы личной привязанности,
   и въ особенности для тѣхъ, которые развили въ себѣ участіе къ коллектив­
   нымъ интересамъ человѣчества, жизнь, даже и на смертномъ одрѣ, не только
   не теряетъ своего интереса, но сохраняете его въ той же силѣ, въ какой
   имѣла для нихъ в£ время ихъ молодости и здоровья". („Утилитаріанизмъ",
   стр. 32).
        Но развитіе этихъ добрыхъ качествъ сердца не можетъ имѣть ни ма­
   лѣйгааго значенія, если воспитатель не будетъ въ то же время подавлять въ
   ребенкѣ множество проявляющихся съ ранняго дѣтства животныхъ инстинк­
   товъ и дурныхъ склонностей. Самою выдающеюся склонностью, являющеюся
   у большинства дѣтей, можно считать страсть мучить животныхъ. Это проис­
   ходить отъ многихъ причинъ, и наиболѣе важная изъ нихъ кроется, вѣроятно,
   въ наслѣдственномъ чувствѣ самосохраненія: ребенокъ испытываетъ страхъ
   передъ всѣмъ неизвѣстнымъ, бѣжитъ отъ него, предполагая въ немъ опас­
   ность, врага, или самъ нападаетъ на него; отчасти это происходить вѣроятно
   и отъ неудовлетворенной любознательности ребенка. Игрушку, которую ре­
   бенокъ видитъ въ первый разъ, куклу, съ которою онъ играетъ, музыкальный
   ящикъ, къ звукамъ котораго онъ прислушивается съ удивленіемъ, однимъ
   словомъ, каждый предметъ онъ старается изслѣдовать до корня, то есть раз­
   биваетъ его, разламываетъ. То же самое чувство, вѣроятно, руководить имъ
   и относительно животнаго, когда онъ набрасывается на него съ остервене­
   ніемъ, если только оно въ свою очередь не выказываетъ такихъ же точно
   поползновеній относительно ребенка. Прежде, чѣмъ ребенокъ хотя разъ испы­
   таетъ дикое наслажденіе бить и мучить животное, прежде, чѣмъ онъ доведетъ
   себя до злости и остервененія, воспитатель долженъ вызвать къ нему ласку
   и нѣжность. Если ребенокъ не желаетъ ласкать животное, не принуждайте
   его къ этому, старайтесь достичь желаемаго постепенно: играйте съ живот­
   нымъ въ присутствіи ребенка, приласкайте его, и ребенокъ очень* скоро по­
   знакомится съ животнымъ и будетъ подражать вашему обхожденію съ нимъ.
   Воспитатель долженъ зорко слѣдить за тѣмъ, чтобы ребенокъ никогда не
   мучилъ животныхъ; эта привычка оставляетъ слѣдъ на всю жизнь, дѣлаетъ
   его злымъ и переходить въ истинную жестокость относительно людей.
        Эгоистомъ, себялюбцемъ и властолюбцемъ проявляете себя ребенокъ и въ
   отношеніи своихъ сверстниковъ и товарищей. Нѣкоторые воспитатели, руко­
   водимые самыми высшими соображеніями, заставляютъ своего ребенка по­
   стоянно и во всемъ уступать другимь, но такое отношеніе вызываетъ въ
   дѣтяхъ раздраженіе и злобу; единственный принципъ, которымъ можно руко
   водиться въ этихъ случаяхъ,— справедливость и равенство.
         Другимъ низменнымъ инстинктомъ, общимъ большинству дѣтей, является
   жадность и страсть къ собственности. 3­хъ­лѣтній мальчикъ уже кричитъ на
   товарища, когда тотъ начинаетъ самостоятельно распоряжаться его вещами,
   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243