Page 242 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 242

— 226 —

   добыто собственнымъ ыаблюденіемъ; но нѣтъ, да и нельзя дать такого воспи­
   танія, гдѣ бы всѣ знанія были непосредственно добыты лнчнымъ опытомъ.
   Возьмемъ въ примѣръ малаго ребенка: если вы захотите, чтобы онъ только
   по личному опыту узналъ, чего онъ можетъ просить и чего нѣтъ, почему не
   слѣдуетъ требовать того или другаго, то, прежде чѣмъ сдѣлать какой нибудь
   выводъ, ребенокъ получитъ весьма много опасныхъ поврежденій на своемъ
   тѣлѣ; наконецъ, такіе опыты часто вовсе отшибаютъ память. Однажды, зна­
   комый намъ шестилѣтній ребенокъ хотѣлъ ближе подвинуть къ себѣ новый
   самоваръ, чтобы разсмотрѣть устройство еще невиданнаго имъ крапа. Само­
   варъ упалъ на ребенка, обжогъ и обварилъ его съ головы до ногъ. Ребенка
   подняли безъ чувствъ. Черезъ нѣсколько минутъ у него сдѣлался бредъ и
   открылась нервная горячка. Когда черезъ два мѣсяца, еще увязаннаго и уку­
   таннаго, его въ первый разъ послѣ болѣзни посадили съ братьями и сестрами
   за чайный столъ, онъ съ удивленіемъ вскричалъ: „ахъ, у насъ новый са­
   моваръ, какой странный кранъ, покажите мнѣ его поскорѣе!"
        Да и можетъ ли воспитатель остаться равнодушнымъ въ то время, когда
   ребенокъ, по своей невинности, будетъ совать палецъ въ пламя огня? Неволь­
   нымъ двнженіемъ онъ непремѣнно вырветъ опасную вещь изъ рукъ дитяти,
   хотя бы въ другихъ случаяхъ и вѣровалъ въ теорію естественнаго метода.
   Можно ли назвать тотъ методъ естественным^ противъ котораго возстаетъ
   сама человѣческая природа? Конечно, можетъ случиться, что дитя, воспитан­
   ное по этой теоріи, не искалѣчитъ себя (вѣдь выживаютъ же люди при анти­
   гигіенической обстановкѣ); но мать, которая останется равнодушною и въ
   то время, когда опасный предметъ будетъ въ рукахъ дитяти, въ силу того
   убѣжденія, что онъ на другой разъ пріобрѣтетъ себѣ опытъ, поступаетъ съ
   человѣкомъ, какъ съ деревомъ, которое обжигаютъ. Правда, такое дерево
   никогда не сгніетъ, но оно никогда и не принесетъ ни сочныхъ плодовъ, ни
   освѣжительной зелени. Такая метода воспитанія можетъ загубить множество
   людей, но тотъ, кто ее вынесетъ, уже действительно обтерпится. Б^два ли
   только онъ будетъ очень чувствителенъ къ страданію ближняго. Сострада­
   ніе, между прочимъ, развивается въ ребенкѣ и оттого, что окружающіе были
   съ нимъ сострадательны, но при методѣ естественныхъ наказаній онъ не
   могъ этого испытать.
        Вотъ какими примѣрами подтверждаете Спенсеръ свою теорію естествен­
   ныхъ наказаній. „Намъ часто случалось слышать", говоритъ Спенсеръ, „какъ
   бранили маленькую дѣвочку за то, что она никогда не была готова къ еже­
   дневной прогулкѣ. Живаго характера и способная углубиться въ занятіе
   минуты, Констандія никогда не думала одѣваться, пока остальныя дѣти не
   были уже готовы... Если Констандія не готова во время, естественный резуль­
   тата тотъ, чтобы ее оставили дома и лишили прогулки. А оставшись дома
   раза два­три, тогда какъ остальныя дѣти наслаждались въ гюлѣ, и замѣтивъ,
   что она лишилась любимаго удовольствія только вслѣдствіе неаккуратности,
   она вѣроятно исправилась бы". Къ сожалѣнію мы не находимъ у Спенсера
   примѣровъ, какъ примѣнить къ ребенку эту теорію въ другихъ случаяхъ.
         За обѣдомъ, не смотря на всѣ просьбы быть чистонлотнымъ, ребенокъ,
    по забывчивости, кладетъ на скатерть грязный ножикъ, или вмѣсто того, чтобы
    ѣсть теплый супъ, онъ вертитъ въ немъ ложкой; во время холода, чтобы
    посмѣшить товарищей, онъ надѣваетъ свою одежду шутовскимъ манеромъ.
    Какъ тутъ быть? По естественному методу, если питомецъ забываетъ ваше
    законное требованіе послѣ нѣсколькихъ повтореній, вы должны лишить его
    ножа, ложки, скатерти, одежды, или даже самой ѣды и прогулки на свѣ­
   237   238   239   240   241   242   243   244   245   246   247