Page 237 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 237

— 221 —

   роскоши и наживѣ сказываются все сильнѣе и сильнѣе, особенно необходимо
   обращать вниманіе на развитіе въ дѣтяхъ любви къ ближнему, гуманныхъ
   чувствъ и состраданія. Раздача бѣднымъ обносковъ и копѣечекъ, возлагаемая
   на дѣтей въ видахъ практики состраданія, прививаетъ лишь барскія замашки
   и высокомѣрное отношеніе къ низшимъ. Отдать грошъ, который самому не
   гожъ, можетъ самый черствый эгоистъ, и раздача милостыни въ такомъ вкусѣ
   скорѣе всего заглушаетъ въ ребенкѣ лучшія стороны сердца, такъ какъ при
   этомъ ему не приходится поступаться чѣмъ бы то ни было: ни любимою
   вещью, ни игрою. У человѣка, привыкшаго раздавать подобную милостыню,
   сердце можетъ и не обливаться кровью при видѣ чужаго страданія. Помощь,
   оказываемая бѣдняку, нравственна и плодотворна только тогда, когда ребе­
   нокъ, оказывая ее, этимъ самымъ лишаетъ и себя чего нибудь: лакомства,
   удовольствія, веселой игры. Отдавая бѣдняку объѣдки со стола, ненужную
   ветошь, ребенокъ выказываетъ ему лишь высокомѣріе и презрѣніе, остается
   такъ же далекъ отъ него, какъ и прежде, нисколько це интересуется его
   судьбой, условіями его жизни, его радостями и печалями; такъ же, какъ и
   прелюде, онъ продолжаетъ смотрѣть на него, какъ на нѣчто совершенно
   чуждое для него, какъ на человѣка, неимѣющаго съ нимъ ничего общаго.
   Совсѣмъ въ другія отношенія вступаетъ онъ съ бѣднымъ товарищемъ, если
   дѣлится съ нимъ тѣмъ, чѣмъ могъ бы пользоваться самъ вполнѣ безраздѣльно,
   или когда, вмѣсто игры въ веселой компаніи, онъ просидитъ съ больною
   нянею, занимая ее разсказами и чтеиіемъ. Тутъ ребенокъ невольно входитъ
   въ ноложеніе несчастнаго, все болѣе интересуется его судьбою, ближе зна­
   комится съ его житейскою обстановкою и, мало по малу, его горе и радость
   становятся ему понятными, близкими, и онъ привыкаетъ ихъ дѣлить съ нимъ.
   А если ребенокъ будетъ принимать сердечное участіе въ нѣсколькихъ лицахъ
   изъ окружающей его среды, онъ становится мягче вообще, чувствительыѣе къ
   горю ближняго, и въ то же время у него вырабатываются вниманіе и наблю­
   дательность къ людской жизни. При такомъ воспитаніи нравственное и ум­
   ственное развитіе идутъ рука объ­ руку.
         Особенно полезно для питомца, если у него уже съ дѣтскаго возраста
   вырабатывается живой интересъ къ ближнему. Воспитатель долженъ поддер­
   живать и расширять область такого интереса, такъ какъ онъ избавитъ его
   въ будущемъ отъ безпдодныхъ фантазій и хандры. У него всегда будетъ
   живое дѣло въ рукахъ, твердая почва подъ ногами; онъ скоро убѣдится въ
   томъ, какъ много добра и пользы можетъ принести каждый при желаніи,
   даже и въ томъ случаѣ, если размѣры его физическихъ силъ и умственныхъ
   способностей не велики. Развитіе состраданія къ людямъ даетъ человѣку въ
   будущемъ еще одно великое преимущество: счастіе всей своей жизни онъ не
  ­ будетъ строить на однихъ своихъ личныхъ чувствахъ, на одномъ своемъ
   собственномъ сердцѣ. Если личная жизнь не задается, онъ найдетъ отраду,
   утѣшеніе и забвеніе своего горя въ мысли, что онъ не безполезенъ для окру­
   жающихъ. Наконецъ, только вполнѣ сострадательный человѣкъ не будетъ
   впослѣдствіи самодовольнымъ порицателемъ чужихъ пороковъ и страстей,
   такъ какъ онъ болѣе, чѣмъ кто либо, склоненъ понимать сложныя причины,
   вызывающія пхъ, и всю тяжесть борьбы съ ними. Если жизнь такого питомца
   впослѣдствіи и не будетъ усыпана розами, то взамѣнъ этого онъ будетъ ис­
   пытывать высокое нравственное удовлетвореніе, котораго онъ не промѣняетъ
   ни на какія сокровища въ мірѣ. Если бы каждый воспитатель задался такою
   нравственною задачей, если бы онъ съ такою же заботливостью, какъ и объ
   экзаменахъ своего питомца, относился и къ вопросу, насколько онъ за тотъ
   232   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242