Page 232 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 232

— 216 —

   гать стульями, табуретками, перевозить громоздкія вещи,—тутъ уже имѣстѣ
   съ упражненіемъ мускуловъ проявляется еще большее развитіе воли.         Если
   эти желанія не грозятъ опасностью для жизни и здоровья ребенка, ихъ нужно
   удовлетворять, не вмѣшиваясь въ его занятія, но при случаѣ помогая ему
   осуществить то или другое желаніе. Въ это время слѣдуеть быть особенно
   внимательнымъ къ ребенку:     только не упуская его изъ виду, можно дога­
   даться, что онъ желаетъ устроить изъ ряда стульевъ, которыми загромоз­
   дилъ всю комнату такъ, что онъ самъ не можетъ свободно двигаться среди
   нихъ, или связанныхъ другъ съ другомъ игрушекъ. Въ этихъ случаяхъ вос­
   питатель долженъ придти на помощь ребенку, чтобы, тавъ сказать, очистить
   арену для его дальнѣйшихъ комбинацій, но предоставивъ ему въ нихъ пол­
   нѣйшую самостоятельность. Однимъ словомъ, воспитатель долженъ только по­
   могать самостоятельнымъ упражненіямъ дитяти, какъ въ періодъ его младен­
   ческой жизни, такъ и въ послѣдующій, когда онъ начинаетъ ходить, бѣгать
   и лазить: онъ долженъ поднять мячикъ, брошенный ребенкомъ, если онъ самъ
   не въ состояніи еще достать его, придвинуть для него стулъ или столъ, если
   на это не хватаетъ у ребенка силъ, но отнюдь не отвлекать его отъ само­
   стоятельныхъ занятій. Ребенокъ сороковой разъ ударяетъ резинового куклою
   о столъ,—пусть его ударяетъ этой куклою еще хотя сто сорокъ разъ, но вы
   никоимъ образомъ не должны препятствовать ему въ этомъ, не должны от­
   влекать его отъ этого занятія какимъ нибудь другимъ предметомъ; ребе­
   нокъ каждый разъ производитъ при этомъ самыя разнообразныя движенія
   всѣмъ своимъ тѣломъ и каждый разъ имѣетъ возможность наблюдать пред­
   мета съ новой точки зрѣнія.
        Въ первый періодъ жизни ребенка (приблизительно съ 1 года до 3—
   4­хъ) всего легче воспитывать его волю и давать 'ей доляшое направле­
   ніе, и это потому, что она не тверда еще у малютки, не окрѣпла, желанія
   его въ высшей степени мимолетны, измѣнчивы и скоропроходящи. Волю ре­
   бенка легко направлять въ этотъ періодъ жизни, но лишь въ томъ случаѣ,
   если его еще не успѣли испортить баловствомъ, не сдѣлали изъ него кумира
   и божка, которому не возбранялось трогать, хватать, бить и уничтожать все,
   къ чему онъ тянулся и что просилъ. Если ребенка не избаловали, его легко
   убѣдить, въ чемъ угодно. Прейеръ даетъ для этого прекрасный примѣръ.
   Если я, говоритъ онъ, своему ребенку 2'/2 лѣтъ, среди ѣды, рѣшительно,
   но съ увѣренностію, не допускающею возраженій, говорю громко, но такъ,
   чтобы не испугать его,— „дитя больше не хочетъ ѣсть", ребенокъ въ боль­
   шинствѣ случаевъ немедленно кладетъ на столъ кусокъ, который онъ уже
   былъ готовъ проглотить, и прекращаете ѣду. Впрочемъ въ этомъ каждая
   мать можетъ убѣждаться ежедневно: ребенка нужно вести гулять, но онъ ,
   такъ заигрался, что предстоитъ долго его уговаривать, чтобы онъ оставилъ '
   начатое; иной разъ можно ожидать и сопротивленія, просьбъ и даже слезъ;
   мать, вмѣсто продолжительныхъ пререканій съ ребенкомъ, живо и весело го­
   воритъ ему: „скорѣй, скорѣй, бросай все... пойдемъ гулять... что мы 'только
   увидимъ сегодня..." И тѣмъ же живымъ и веселымъ голосомъ она перечи­
   сляетъ то, что навѣрно предстоитъ встрѣтить на прогулкѣ. Можно смѣло­
   сказать, что мать въ громадномъ большинствѣ случаевъ достигнетъ желае­
   маго, а развивъ въ ребенкѣ путемъ привычки послушаніе, исполненіе разум­
   ныхъ требованій, она кладетъ надлежащій фундамента для правильнаго раз­
   витія воли.
        Такъ же легко отвлечь вниманіе ребенка на нѣкоторое время отъ чувства
   голода, отъ боли, которую онъ себѣ причинилъ, настоять на томъ, чтобы онъ
   227   228   229   230   231   232   233   234   235   236   237