Page 235 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 235

— 219 ­

   ственной.'Если дѣти поняли, что окружающіе смотрятъ на нихъ, хотя въ
   какоыъ­нибудь отношеніи, не благосклонно, они стараются оправдать такое
   мнѣніе о себѣ. Это странное . явленіе замѣчено громаднымъ большинствомъ
   педагоговъ­практиковъ. Ребенка считаютъ „лѣнивымъ",—и онъ старается увиль­
   нуть отъ работы, „злымъ"—и онъ отъ времени до времени выкндываетъ злыя
   выходки, „неспособнымъ" — и онъ не вникаетъ въ объясненія, „рѣзвымъ" и
    „шаловливымъ" — онъ не пропуститъ случая, чтобы удержать за собою эти
   эпитеты.   Мнѣ приходилось нѣсколько разъ заниматься съ дѣтьми, которые
   считались отпѣтыми лѣнтяями и неспособными. „Видишь, какъ ты скоро и
   хорошо понимаешь..." замѣтила я однажды девятилѣтней дѣвочкѣ, которая
    прекрасно повторила прочитанный и объясненный ей разсказъ. „Неправда!.,
    я дура... мама говоритъ..." и дѣвочка зарыдала.
         Дурное мнѣніе старшихъ о дѣтяхъ оскорбляетъ ихъ, заставляетъ глу­
    боко страдать, возмущаетъ ихъ противъ родителей и волнуетъ, что, какъ мы
    уже знаемъ, подавляетъ энергію и разстроиваетъ нервную систему.         Такіе
    пріемы оказываются пагубными и зловредными для умственнаго и нравствен­
    наго развитія дѣтей, такъ какъ они угнетаютъ память, ослабляготъ вниманіе
    н вызываютъ дурные инстинкты. Чувствуя, что старшіе­ презрительно отно­
    сятся къ тѣмъ или другимъ способностямъ, къ той или другой чертѣ его
    характера, ребенокъ и самъ теряетъ вѣру въ себя и въ свои силы, и въ
    нравственномъ отношеніи катится внизъ, по наклонной плоскости. То же
    можно сказать и относительно взрослыхъ. Поднять человѣка въ'его собствен­
    номъ мнѣніи и во мнѣніи окружающихъ— самое дѣйствительное средство из­
    мѣнить его къ лучшему въ нравственномъ отношеніи. Множество фактовъ
    изъ тюремной жизни подтверждаютъ сказанное.        Адвокатъ тепло и сочув­
    ственно отнесся къ закоренѣлому преступнику, при всѣхъ горячо пожимаетъ
    ему руку, и этотъ преступникъ совершенно измѣняетъ свое предосудительное
    поведеніе въ тюрьмѣ.
         Мнѣніе Гюйо по этому поводу заслуживаетъ полнаго вниманія: „ Вос­
    питывая ребенка, всегда слѣдуетъ помнить правило — предполагать въ немъ
    хорошія качества и добрую волю. Всякое заключеніе о нравственности ре­
    бенка, высказанное ему въ лицо, немедленно становится внушеніемъ. „Какъ
    онъ золъ или лѣнпвъ! Ему ни за что не сдѣлать того или этого!" Сколько
    пороковъ получили свое начало вовсе не изъ наслѣдственнаго предрасполо­
    женія, а изъ такихъ воть фразъ,—вообще изъ неумѣлаго восиитанія. Поэтому,
    когда ребенокъ сдѣлалъ что­нибудь нехорошее, не слѣдуетъ преувеличивать
    въ его глазахъ дурное значеніе его проступка. Дѣти, вообще, живутъ слиш­
    комъ безсознательной жизнью для того, чтобы дѣлать зло преднамѣренно;
    навязывая имъ предвзятыя намѣренія, злую волю, воспитатели не только оши­
    баются, но даже часто внушаютъ имъ эту волю: предположить порокъ зна­
    читъ иногда—создать его". (Воспитаніе и наслѣдственность, стр. 28).
         Воспитатель долженъ употреблять всѣ усилія, чтобы внушить ребенку
    вѣру въ свои силы, надежду на то, что онъ все пойметъ, все сдѣлаетъ, если
   только хорошенько захочетъ, добросовѣстно отнесется къ предпринятому труду
    и усидчиво поработаетъ надъ нимъ. Эта вѣра въ свои силы дѣлаетъ чело­
   вѣка настойчивымъ въ достиженіи своей цѣли, одушевляетъ его энергіею къ
   труду и укрѣпляетъ волю, имѣюшую такое великое значеніе для всей жизни
   и будущей дѣятельности человѣка.
         Дѣти и взрослые и при развитіи воли могутъ страдать періодическимъ,
   а иногда и хроническимъ ослабленіемъ ея. Болѣзни воли очень разнообразны;
   иногда онѣ сопровождаются умственнымъ разстройствомъ, даже разстройствомъ
   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239   240