Page 231 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 231

— 215 —

    наго подражанія.   Затѣмъ, воспитателямъ никогда не слѣдуетъ добиваться
    того, чтобы изъ ихъ питомцевъ вышли такъ называемыя „феноменальныя
    дѣти" (Wundcr­kinder) и для этой цѣли обременять мозгъ ихъ непосильными
    занятіями, вслѣдствіе чего обыкновенно задерживается физическое развитіе
    ребенка и является предрасположеніе къ душевнымъ болѣзнямъ. Такъ же
    вредно дѣйствуетъ на дѣтей непомѣрная требовательность, суровость обра­
    щенія и отсутствіе ласки, благодаря чему ребенокъ, не находящій удовле­
    творения своему любящему сердцу среди окружающихъ, получаетъ склонность
    къ фантазирование и мечтательности. Но едва ли не губительнѣе еще отра­
    жается на дѣтяхъ излишняя снисходительность родителей, дающая полный
    просторъ развитію упрямства, прихотей и ничѣмъ не сдерживаемыхъ капри­
    зовъ. Изъ такихъ дѣтей обыкновенно выходятъ люди, неспособные ни къ
    самообладание, ни къ упорной борьбѣ съ невзгодами жизни: они или гибнуть
    при первомъ же столкновеніи съ суровой дѣйствительностію, или превра­
    щаются въ бездушныхъ эгоистовъ."
         Въ чемъ же заключается воспитаніе воли? Воспитанге воли заключается
    въ пріуненіи ребенка управлять своими двиэюенгями, чувствами и мыслями.
         У новорожденнаго нѣтъ воли: вся его дѣятельность проявляется кри­
    комъ или плачемъ и множествомъ безсознательныхъ, безпорядочныхъ и без­
    цѣльныхъ движеній, представляющихъ матеріалъ, изъ котораго формируется
    воля. Задача воспитателя заключается въ томъ, чтобы не стѣснять движеній
    ребенка, но давать имъ полный просторъ и разумное направленіе. Стѣсняютъ
    проявленіе свободныхъ движеній въ первые мѣсяцы жизни узкою, неудобною
    одеждою и свивальниками, чего слѣдуетъ избѣгать. Когда ребенокъ подрѳ­
    стаетъ и начинаетъ сидѣть, являются и другіе тормазы.
         Воля, сознаніе и вниманіе, развивающіяся одновременно, возникаютъ у
    ребенка приблизительно на 3­мъ или 4­мъ мѣсяцѣ жизни; но, прежде чѣмъ
    обнаружится воля, у ребенка является память пріятныхъ или непріятныхъ
    ощущеній (пріятными ощущеніями принято считать такія, которыя нѣсколько
    возбуждаютъ ребенка, не нарушая нормальнаго хода его физическаго состоя­
    нія), что можно замѣтить у новорожденныхъ уже на 4­й или 5­й недѣлѣ, а
    иногда и раньше. Ребенку пріятно оставаться у груди матери, и онъ пла­
    четъ, когда его кладутъ въ постельку. Если мать безъ нужды подчиняется
    этому требованію, она создаетъ неблагопріятную почву для развитія воли, со­
    знанія и вниманія.
         Когда ребенокъ начинаетъ улыбаться, повертывать головку, протягивать
    ручки къ предметамъ и ухаживающимъ за нимъ лицамъ, у него уже начи­
    наетъ формироваться память представленій. Онъ отличаетъ няню отъ матери,
    блестящій предметъ отъ безцвѣтнаго и свое предпочтеніе выказываетъ тихимъ
    или шумливымъ „гуркованіемъ", нерѣдко съ. взвизгами и выкриками, очень
    часто сопровождая все это смѣхомъ, смѣшаннымъ со слезами и съ суетли­
    вымъ протягиваніемъ рученокъ. Этотъ періодъ жизни дѣтей подаетъ много
    поводовъ къ развитію капризовъ, но мы не будемъ останавливаться на немъ,
    такъ какъ подробно говорили объ этомъ въ прецъидущихъ очеркахъ.
         Безпорядочныя, безцѣльныя движенія ребенка становятся все болѣе це­
    лесообразными:   онъ хватаетъ тотъ или другой предметъ, ударяетъ имъ о
    столъ, о кроватку, безъ конца сбрасываетъ его на полъ и т. п.,—все это
    показываетъ   уже   большую   степень упорядоченія движеній      сравнительно
    съ предъидущимъ періодомъ, а также и постепенное проявленіе воли, внима­
    нія и сознанія.
         Приблизительно на 2­мъ году жизни, у ребенка является желаніе дви­
   226   227   228   229   230   231   232   233   234   235   236