Page 226 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 226

— 210 —

   стремится расширить свой умственный горизонтъ, личность трудящаяся, из­
   бѣгающая роскоши, на дѣлѣ сочувствующая бѣдному и несчастному. Въ
   модномъ свѣтскомъ кругу наиболыпимъ уваженіемъ пользуется та женщина,
   которая ни въ какихъ житейскихъ обстоятельствахъ не поступится внѣшними
   приличіями, однимъ словомъ такая, которая свято будетъ хранить предраз­
   судки праздныхъ людей. Тѣмъ болѣе діаметрально противоположныя воззрѣ­
   нія на нравственность имѣетъ одно поколѣніе сравнительно съ другимъ. _
   Родовая месть нашихъ предковъ, крѣностное право, высокомѣрное обращеніе
   власть имѣющихъ съ подчиненными, богатыхъ съ бѣдными,—все это счи­
   тается теперь предосудительнымъ, между тѣмъ со всѣмъ этимъ вполнѣ мири­
   лись еще недавно весьма порядочные люди.
        По нашему мнѣнію, теперь должно считать нравственнымъ человѣка,
   котораго горе, лишенія, житейскія дрязги и неудачи не надламываютъ, не
   гнутъ въ разныя стороны. Лишенія лишь обогащаютъ его житейскимъ опы­
   томъ, а неудачи пробуждаютъ въ немъ тонкій анализъ въ отношеніи къ
   окружающему, и прежде всего въ отношеніи къ самому себѣ. Такой чело­
   вѣкъ искренно сознается, когда неудача произошла по его неловкости или
   недостаточной подготовкѣ къ дѣлу; но это сознаніе не разслабитъ его нервы
   до безполезнаго самобичеванія, до желчной злобы и ненависти къ людямъ;
   собственныя неудачи не пошатнутъ его вѣры въ честность и достоинство
   человѣка вообще. Нравственнымъ мы называемъ того, у кого воля подчи­
   няется разсудку, кто умѣетъ уравновѣсить жажду наслажденія . (такъ часто
   низводящую человѣка до животнаго) со святыми обязанностями въ отношеніи
   къ своей семьѣ и къ людямъ вообще. Нравственный человѣкъ всегда одинъ
   и тотъ же при всякомъ общественномъ и матеріальномъ положеніи. Полу­
   читъ ли онъ въ наслѣдство всѣ богатства Еалифорніи, его мысли и руки
   работаютъ, какъ и прежде; онъ не сдѣлается отъ этого ни строптивымъ
   повелителемъ, ни божкомъ, передъ которымъ будуть курить ѳиміамъ. Онъ,
   какъ и прежде, будетъ презирать двуногихъ животныхъ, всегда готовыхъ
   ползать на четверенькахъ передъ золотымъ тельцомъ. Онъ можетъ быть и не
   раздастъ своего богатства нищимъ: трудолюбивая жизнь научила его видѣть
   нужду не тамъ только, гдѣ ее выставляютъ на показъ; но это самое богат­
   ство дастъ ему возможность трудиться съ пользою въ болѣе широкой сферѣ.
   Потерявъ свое богатство, онъ будетъ такъ же веселъ, бодръ, способенъ къ
   труду, какъ и тогда, когда его получилъ. Крезъ онъ или нищій, его убѣж­
   денія, его друзья— всегда одни и тѣ же. Такимъ можетъ и долженъ быть
   каждый, и это далеко еще не идеалъ высоконравственной личности. Въ чемъ
   состоитъ высокая нравственность—нечего много изъяснять; стоитъ только
   вспомнить о благородныхъ личностяхъ въ родѣ Роберта .Овена, Гарибальди,
   Песталоцци, Бѣлинскаго, отдавшихъ всю свою жизнь до послѣдняго вздоха
   на служеніе обществу и честной идеѣ. Такой энергіи, желѣзной воли, герой­
   ства чести, нравственной высоты, конечно, не всякій можетъ достигнуть; но
   воспитаніе въ образованномъ обществѣ тѣмъ и должно отличаться, чтобы
   внушить глубокое уваженіе къ подобнымъ личностямъ. Человѣкъ, умственно
   и нравственно развитой, свято выполняя свои семейныя обязанности, также
   строго будетъ относиться и къ своей общественной деятельности. Онъ ни­
   когда не будетъ роптать, что на долю его не выпала возможность совершить
   исполинское дѣло; но въ немъ вѣчно будетъ копошиться червякъ, не дающій
   ему покоя при страданіи всякаго человѣка, кто бы онъ ни былъ. Нравственно
   и умственно развитый долженъ       отличаться отъ необразованнаго хорошаго
   человѣка тѣмъ, что согласится скорѣе тысячу разъ споткнуться на вновь
   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231