Page 226 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 226
— 210 —
стремится расширить свой умственный горизонтъ, личность трудящаяся, из
бѣгающая роскоши, на дѣлѣ сочувствующая бѣдному и несчастному. Въ
модномъ свѣтскомъ кругу наиболыпимъ уваженіемъ пользуется та женщина,
которая ни въ какихъ житейскихъ обстоятельствахъ не поступится внѣшними
приличіями, однимъ словомъ такая, которая свято будетъ хранить предраз
судки праздныхъ людей. Тѣмъ болѣе діаметрально противоположныя воззрѣ
нія на нравственность имѣетъ одно поколѣніе сравнительно съ другимъ. _
Родовая месть нашихъ предковъ, крѣностное право, высокомѣрное обращеніе
власть имѣющихъ съ подчиненными, богатыхъ съ бѣдными,—все это счи
тается теперь предосудительнымъ, между тѣмъ со всѣмъ этимъ вполнѣ мири
лись еще недавно весьма порядочные люди.
По нашему мнѣнію, теперь должно считать нравственнымъ человѣка,
котораго горе, лишенія, житейскія дрязги и неудачи не надламываютъ, не
гнутъ въ разныя стороны. Лишенія лишь обогащаютъ его житейскимъ опы
томъ, а неудачи пробуждаютъ въ немъ тонкій анализъ въ отношеніи къ
окружающему, и прежде всего въ отношеніи къ самому себѣ. Такой чело
вѣкъ искренно сознается, когда неудача произошла по его неловкости или
недостаточной подготовкѣ къ дѣлу; но это сознаніе не разслабитъ его нервы
до безполезнаго самобичеванія, до желчной злобы и ненависти къ людямъ;
собственныя неудачи не пошатнутъ его вѣры въ честность и достоинство
человѣка вообще. Нравственнымъ мы называемъ того, у кого воля подчи
няется разсудку, кто умѣетъ уравновѣсить жажду наслажденія . (такъ часто
низводящую человѣка до животнаго) со святыми обязанностями въ отношеніи
къ своей семьѣ и къ людямъ вообще. Нравственный человѣкъ всегда одинъ
и тотъ же при всякомъ общественномъ и матеріальномъ положеніи. Полу
читъ ли онъ въ наслѣдство всѣ богатства Еалифорніи, его мысли и руки
работаютъ, какъ и прежде; онъ не сдѣлается отъ этого ни строптивымъ
повелителемъ, ни божкомъ, передъ которымъ будуть курить ѳиміамъ. Онъ,
какъ и прежде, будетъ презирать двуногихъ животныхъ, всегда готовыхъ
ползать на четверенькахъ передъ золотымъ тельцомъ. Онъ можетъ быть и не
раздастъ своего богатства нищимъ: трудолюбивая жизнь научила его видѣть
нужду не тамъ только, гдѣ ее выставляютъ на показъ; но это самое богат
ство дастъ ему возможность трудиться съ пользою въ болѣе широкой сферѣ.
Потерявъ свое богатство, онъ будетъ такъ же веселъ, бодръ, способенъ къ
труду, какъ и тогда, когда его получилъ. Крезъ онъ или нищій, его убѣж
денія, его друзья— всегда одни и тѣ же. Такимъ можетъ и долженъ быть
каждый, и это далеко еще не идеалъ высоконравственной личности. Въ чемъ
состоитъ высокая нравственность—нечего много изъяснять; стоитъ только
вспомнить о благородныхъ личностяхъ въ родѣ Роберта .Овена, Гарибальди,
Песталоцци, Бѣлинскаго, отдавшихъ всю свою жизнь до послѣдняго вздоха
на служеніе обществу и честной идеѣ. Такой энергіи, желѣзной воли, герой
ства чести, нравственной высоты, конечно, не всякій можетъ достигнуть; но
воспитаніе въ образованномъ обществѣ тѣмъ и должно отличаться, чтобы
внушить глубокое уваженіе къ подобнымъ личностямъ. Человѣкъ, умственно
и нравственно развитой, свято выполняя свои семейныя обязанности, также
строго будетъ относиться и къ своей общественной деятельности. Онъ ни
когда не будетъ роптать, что на долю его не выпала возможность совершить
исполинское дѣло; но въ немъ вѣчно будетъ копошиться червякъ, не дающій
ему покоя при страданіи всякаго человѣка, кто бы онъ ни былъ. Нравственно
и умственно развитый долженъ отличаться отъ необразованнаго хорошаго
человѣка тѣмъ, что согласится скорѣе тысячу разъ споткнуться на вновь