Page 221 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 221
— 205 —
что „страшные" разсказы и сказки, слышанные имъ отъ воспитателей, раз
странваютъ сонъ и носятъ ужасающій, чудовищный характеръ въ сновидѣ
ніяхъ, что заставляетъ дѣтей въ ужасѣ пробуждаться ночью, обыкновенно
безъ потери сознанія, но зато съ плачемъ и крикомъ. Когда вы спрашиваете
ребенка о иричинѣ его пробужденія и слезъ, онъ обыкновенно отвѣчаетъ:
„мужикъ большой, пребольшой (или старикъ старый, престарый) хотѣлъ схва
тить (или посадить) въ болыпущій черный, пречерный мѣшокъ",—однимъ сло
вомъ, изъ всего, что онъ слышалъ передъ сномъ, онъ выбралъ самое страш
ное, и этото чудовищное представленіе потрясло его организмъ и заставило
пробудиться.
Такимъ образомъ, воснитаніе, получаемое нашими дѣтьми, носитъ харак
теръ діаметрально противоположный тому, какое слѣдуетъ давать. Вмѣсто
того, чтобы неуклонно развивать и поддерживать въ ребенкѣ мужество, при
сутствіе духа, бодрость, веселость и всѣми силами стараться ограждать его
отъ горя, печали, страха, ужаса, испуга, досады и гнѣва, однимъ словомъ,
отъ всѣхъ психическихъ потрясеній, которыя ведутъ ко всевозможнымъ за
болѣваніямъ нервнымъ и душевнымъ, этимъ жесточайшимъ бичамъ современ
наго человѣчества, дѣтямъ искусственно прививаютъ малодушіе, трусливость,
суевѣріе; вмѣсто того, чтобы пріучать дѣтей сдерживать себя и обуздывать
свои аффекты, въ нихъ развиваютъ вспыльчивость и самодурство; любозна
тельность и наблюдательность замѣняютъ страхомъ и ужасомъ передъ невѣ
домыми силами и явленіями природы. Вмѣсто того, чтобы путемъ правиль
ная воспитанія камень за камнемъ класть прочный фундаментъ для развитія
энергичныхъ борцовъ за правду и общественные идеалы, воспитываютъ рабски
приниженныхъ, трусливьіхъ созданій, съ разстроенными нервами, съ массою
предразсудковъ, людей, не только не способныхъ къ борьбѣ за общественное
дѣло, но которые и въ будущемъ никогда не выработаютъ себѣ высшихъ,
облагораживающихъ стремленій ума и сердца, людей, которые легко будутъ
погибать даже въ борьбѣ за существованіе. Особенно слѣдуетъ опасаться
действовать угрозами и пугать разными несуществующими страшилищами
дѣтей нервныхъ, трусливыхъ отъ природы или уже предварительно чѣмъ
нибудь напуганныхъ. Необходимо приложить всевозможныя старанія, чтобы
при всякомъ удобномъ случаѣ объяснять дѣтямъ всю несостоятельность ихъ
страховъ, но дѣлать это слѣдуетъ исподволь, кстати и съ возможною посте
пенностью, иначе легко достигнуть совершенно противуположныхъ резуль
татовъ.
Знакомый намъ отецъ семейства изъ военныхъ, человѣкъ весьма энер
гичный, замѣтивъ, что его дочь и сынъ, исключительно воспитанные до тѣхъ
поръ на рукахъ старухиняньки, очень трусливы, рѣшилъ сразу искоренить въ
нпхъ этотъ недостатокъ. Десятилѣтній сынъ его очень боялся ѣздить на лодкѣ,
на которой, впрочемъ, ему и не приходилось ѣздить, а только случалось видѣть,
какъ другіе это дѣлаютъ. Отецъ, пріѣхавъ въ мѣстность, расположенную на бе
регу озера, приказываетъ сыну ѣхать съ нимъ кататься. Ребенокъ плачетъ, умо
ляетъ отца оставить его дома, но отецъ непоколебимъ, и чтобы сынъ его не убѣ
жалъ куданибудь и не спрятался, онъ распоряжается схватить его и снести
связаннымъ въ лодку. Ребенокъ въ лодкѣ кричитъ и плачетъ до хрипоты.
На бѣду, когда отецъ съ сыномъ были уже на серединѣ озера, поднимается
вѣтеръ, и волны бросаютъ лодку изъ стороны въ сторону. Мальчикъ ослабѣ
ваетъ отъ слезъ и крика и только трясется, какъ осиновый листъ, отъ гнѣва
и страха. Когда возвратились домой, мальчикъ какъто сразу совершенно
ослабъ, притихъ, скоро уснулъ, но спалъ безпокойно, просыпаясь то отъ