Page 221 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 221

— 205 —

   что „страшные" разсказы и сказки, слышанные имъ отъ воспитателей, раз­
   странваютъ сонъ и носятъ ужасающій, чудовищный характеръ въ сновидѣ­
   ніяхъ, что заставляетъ дѣтей въ ужасѣ пробуждаться ночью, обыкновенно
   безъ потери сознанія, но зато съ плачемъ и крикомъ. Когда вы спрашиваете
   ребенка о иричинѣ его пробужденія и слезъ, онъ обыкновенно отвѣчаетъ:
   „мужикъ большой, пребольшой (или старикъ старый, престарый) хотѣлъ схва­
   тить (или посадить) въ болыпущій черный, пречерный мѣшокъ",—однимъ сло­
   вомъ, изъ всего, что онъ слышалъ передъ сномъ, онъ выбралъ самое страш­
   ное, и это­то чудовищное представленіе потрясло его организмъ и заставило
   пробудиться.
        Такимъ образомъ, воснитаніе, получаемое нашими дѣтьми, носитъ харак­
   теръ діаметрально противоположный тому, какое слѣдуетъ давать. Вмѣсто
   того, чтобы неуклонно развивать и поддерживать въ ребенкѣ мужество, при­
   сутствіе духа, бодрость, веселость и всѣми силами стараться ограждать его
   отъ горя, печали, страха, ужаса, испуга, досады и гнѣва, однимъ словомъ,
   отъ всѣхъ психическихъ потрясеній, которыя ведутъ ко всевозможнымъ за­
   болѣваніямъ нервнымъ и душевнымъ, этимъ жесточайшимъ бичамъ современ­
   наго человѣчества, дѣтямъ искусственно прививаютъ малодушіе, трусливость,
   суевѣріе; вмѣсто того, чтобы пріучать дѣтей сдерживать себя и обуздывать
   свои аффекты, въ нихъ развиваютъ вспыльчивость и самодурство; любозна­
   тельность и наблюдательность замѣняютъ страхомъ и ужасомъ передъ невѣ­
   домыми силами и явленіями природы. Вмѣсто того, чтобы путемъ правиль­
   ная воспитанія камень за камнемъ класть прочный фундаментъ для развитія
   энергичныхъ борцовъ за правду и общественные идеалы, воспитываютъ рабски
   приниженныхъ, трусливьіхъ созданій, съ разстроенными нервами, съ массою
   предразсудковъ, людей, не только не способныхъ къ борьбѣ за общественное
   дѣло, но которые и въ будущемъ никогда не выработаютъ себѣ высшихъ,
   облагораживающихъ стремленій ума и сердца, людей, которые легко будутъ
   погибать даже въ борьбѣ за существованіе. Особенно слѣдуетъ опасаться
   действовать угрозами и пугать разными несуществующими страшилищами
   дѣтей нервныхъ, трусливыхъ отъ природы или уже предварительно чѣмъ­
   нибудь напуганныхъ. Необходимо приложить всевозможныя старанія, чтобы
   при всякомъ удобномъ случаѣ объяснять дѣтямъ всю несостоятельность ихъ
   страховъ, но дѣлать это слѣдуетъ исподволь, кстати и съ возможною посте­
   пенностью, иначе легко достигнуть совершенно противуположныхъ резуль­
   татовъ.
        Знакомый намъ отецъ семейства изъ военныхъ, человѣкъ весьма энер­
   гичный, замѣтивъ, что его дочь и сынъ, исключительно воспитанные до тѣхъ
   поръ на рукахъ старухи­няньки, очень трусливы, рѣшилъ сразу искоренить въ
   нпхъ этотъ недостатокъ. Десятилѣтній сынъ его очень боялся ѣздить на лодкѣ,
   на которой, впрочемъ, ему и не приходилось ѣздить, а только случалось видѣть,
   какъ другіе это дѣлаютъ. Отецъ, пріѣхавъ въ мѣстность, расположенную на бе­
   регу озера, приказываетъ сыну ѣхать съ нимъ кататься. Ребенокъ плачетъ, умо­
   ляетъ отца оставить его дома, но отецъ непоколебимъ, и чтобы сынъ его не убѣ­
   жалъ куда­нибудь и не спрятался, онъ распоряжается схватить его и снести
   связаннымъ въ лодку. Ребенокъ въ лодкѣ кричитъ и плачетъ до хрипоты.
   На бѣду, когда отецъ съ сыномъ были уже на серединѣ озера, поднимается
   вѣтеръ, и волны бросаютъ лодку изъ стороны въ сторону. Мальчикъ ослабѣ­
   ваетъ отъ слезъ и крика и только трясется, какъ осиновый листъ, отъ гнѣва
   и страха.   Когда возвратились домой, мальчикъ какъ­то сразу совершенно
   ослабъ, притихъ, скоро уснулъ, но спалъ безпокойно, просыпаясь то отъ
   216   217   218   219   220   221   222   223   224   225   226