Page 222 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 222

— 206 —

   слезъ, то отъ страшныхъ сновидѣній; затѣмъ онъ надолго потерялъ аппетитъ
   и сталъ страдать малокровіемъ.
        Отученіе 8ми­лѣтней дочери отъ боязни темной комнаты обошлось еще
   печальнѣе. Отецъ приказалъ ей идти въ темную комнату и принести ящикъ
   съ сигарами. Дѣвочка расплакалась, говоря, что она боится темноты. Отецъ,
   раздраженный неповиновеніемъ дочери, но еще болѣе, какъ онъ выразился,
   ея пошлыми глупостями, втолкнулъ ее за это въ темную комнату и заперъ
   за ней дверь. Когда черезъ часъ открыли комнату, дѣвочка лежала въ глу­ ­
   бокомъ обморокѣ, а когда ее подняли и положили на кровать, у нея яви­
   лись судороги, которыя затѣмъ стали повторяться привсякомъ нервномъ
   разстройствѣ.
        Отучать отъ страха можно только исподволь, постепено пріохочивая
   къ тому, къ чему ребенокъ чувствуетъ отвращеніе или ужасъ. Пусть ребе­
   нокъ, который боится темной комнаты, сначала войдетъ въ нее съ кѣмъ ни­
   будь, держась за руку и въ то время, когда въ нее проникаетъ хотя неболь­
   шой лучъ свѣта изъ другой комнаты; затѣмъ, въ другой разъ, пусть онъ
   войдетъ въ нее самостоятельно, но въ присутствіи кого­нибудь изъ старшихъ
   и ощупываетъ всѣ предметы, находящіеся въ комнатѣ. Пріучать ребенка не
   бояться темноты слѣдуетъ очень рано, и онъ достагаетъ этого очень легко,
   при упражненіи осязанія, о чемъ мы говорили уже выше.
        Но главное средство для предохраненія ребенка отъ страха— надле­
   жащее и равномѣрное развитіе его физическихъ, умственныхъ и нравствен­
   ныхъ силъ. Развитіе физическое, укрѣпивъ его здоровье, дастъ возможность
   организму легче одерживать побѣды въ борьбѣ съ душевными потрясеніями;
   постепенно расширяя умственный кругозоръ, тѣмъ самымъ изгоняютъ суе­
   вѣрія, даютъ болѣе вѣрныя представленія о предметахъ и явленіяхъ природы;
   нравственное же развитіе, укрѣпляя волю, прививаетъ ребенку мужество и
   храбрость. Что послѣднее имѣетъ громадное значеніе при воснитаніи, видно
   уже изъ того, что люди трусливые умираютъ скорѣе людей мужественныхъ;
   мало того, трусливые, робкіе, вялые и мнительные скорѣе другихъ зара­
   жаются во время различныхъ эпидемій и легче подвергаются всевозможнымъ
   заболѣваніямъ.
        О правильномъ нравственномъ и умственномъ развитіи, служащемъ мо­
   гущественнымъ орудіемъ для предостереженія ребенка отъ душевныхъ потря­
   сеній и разстройства нервовъ, мы говоримъ въ двухъ слѣдующихъ главахъ,
   что же касается физическаго воспитанія, то оно не входитъ въ программу
   нашего труда, и потому здѣсь мы ограничимся лишь краткимъ перечнемъ
   тѣхъ условій, которыя особенно необходимо имѣть въ виду при физическомъ
   воснитаніи ребенка для предохраненія его отъ нервныхъ заболѣваній. Между
   ними первое мѣсто занимаютъ гигіеническія условія, которыми слѣдуетъ
   окружить ребенка съ перваго момента появленія его на свѣтъ, особенно
   тщательно въ тѣхъ случаяхъ, когда хотя одинъ изъ родителей новорожден­
   ная подвергался нервнымъ заболѣваніямъ или страдалъ малокровіемъ. Если
   мать страдала одною изъ этихъ болѣзней, она не должна кормить ребенка
   своею грудью, и въ то же время его никоимъ образомъ не слѣдуетъ вскарм­
   ливать искусственно. Для всѣхъ дѣтей ' вообще, но для нервныхъ въ осо­
   бенности, слѣдуетъ установить такой режимъ и обставить существованіе
   такъ, чтобы какъ можно скорѣе установилось правильное пищевареніе и без­
   мятежный сонъ. Для этого необходимо обращать особенное вниманіе на пра­
   вильное питаніе, на опрятность тѣла, на температуру комнаты, одеяѵды,
   217   218   219   220   221   222   223   224   225   226   227