Page 227 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 227

— 211 —

   пролагаемомъ пути,     чѣмъ идти по дорогѣ, проложенной дѣдами. Идти по
   новому пути его заставить та же жизненная энергія, которая всегда застав­
   ляла его все извѣдать своимъ трудомъ и личнымъ опытомъ и спрашивать
   самого себя: „не легче ли будетъ вотъ такъ приносить другому счастье?"
   „Какъ бы мнѣ не думать только о своемъ чревѣ?"          Правда, благородство
   характера, открытая, честная натура, въ болыпинствѣ случаевъ, дѣлаютъ
   человѣка несчастнымъ, но за то эти качества уже навѣрно 'ведутъ къ благо­
   получно его ближнихъ.
         Но какая же высшая цѣль воспитанія?—Высшая цѣль воспитанія, по
   опредѣленію древнихъ,—„mens sana in corpore sano" (въ здоровомъ тѣлѣ
   здоровая душа). „Хорошо воспитывать", говорить Руссо въ „Эмилѣ", „значить
   пріучать пользоваться всѣми органами, чувствами, способностями, всѣми
   нашими членами, всѣми частями нашего существа".— „Воспитаніе маленькихъ
   дѣтей", поясняетъ Песталоцци, „есть ничто иное, какъ устремленіе вниманія
   на разнообразные предметы, окружающіе ребенка; оно есть ничто иное, какъ
   правильное упражненіе чувствъ, нѣжныхъ стремленій сердца, языка, памяти,
   способности мышленія и тѣлесныхъ способностей дѣтей". Вотъ что говорить
   по этому поводу Спенсеръ въ своей книгѣ о воспитаніи: „Какъ обращаться
   съ тѣломъ, какъ обращаться съ умомъ, какъ вести дѣла, какъ вести семью,
   какъ дѣйствовать въ роли гражданина, какъ воспользоваться всѣми источни­
   ками счастья, которыми снабжаетъ насъ природа, какъ употребить всѣ наши
   способности съ наибольшею выгодою для насъ и для другихъ, какъ жить
   наиболѣе полно,—вотъ великая задача, къ разрѣшенію которой должно при­
   готовить насъ воспитаніе".
         Ко всему сказанному современные педагоги нрибавляютъ еще требованіе,
   чтобы воспитаніе имѣло въ виду наслѣдственность, а также пользу и процвѣта­
   ніе человѣческаго рода; послѣднее должно выразиться въ томъ, чтобы вся
   сумма воспитательныхъ вліяній и воздѣйствій приводила бы человѣка въ концѣ
   концовъ къ выработкѣ въ себѣ стремленія содѣйствовать физическому, умст­
   венному и нравственному усовершенствованію породы въ своемъ потомствѣ.
         Такимъ образомъ воспитаніе должно преслѣдовать двоякую цѣль: 1) гар­
   моническое развитіе въ индивидуумѣ всѣхъ способностей, свойственныхъ
   человѣку и полезныхъ не только для него лично, а также для его потомства
   и общества; 2) должно развивать тѣ наслѣдственныя склонности, которыя
   ведутъ къ физическому благополучію, къ нравственному усовершенствованію
   и умственному обновленію даннаго индивидуума и общества, среди котораго
   онъ живетъ, и подавлять вредныя для этой цѣли наслѣдственныя склонности.
    „Воспитаніе", какъ совершенно справедливо говорить Смайльсъ,         „должно
   развивать всего человѣка, не давая преобладанія и не подавляя какой нибудь
    стороны его существа. Если вы станете развивать только физическую сто­
    рону человѣка, то получите атлета или дикаря; если обратите вниманіе ис­
    ключительно на нравственную силу,—воспитаете идеалиста, а если усилите
    развитіе однѣхъ умственныхъ способностей, въ результатѣ окажется больной
    чудакъ или сумасшедшій".
         Разумное воспитаніе должно имѣть въ виду настолько укрѣпить и за­
    калить здоровье ребенка, чтобы онъ могъ впослѣдствіи, безъ ущерба для фи­
    зическихъ силъ, безъ отчаянія и душевной горечи переносить матеріальныя
    лишенія, физическую боль, приспособить организмъ къ перемѣнамъ климата
    и температуры, закалить нервную систему, такъ какъ нервность создаетъ
    дряблыхъ, никуда негодныхъ субъектовъ и вносить въ потомство зачатки
    ослабленія мозговой дѣятельности    или нервныхъ страданій, что ведетъ въ
                                                                          14*14*14*14*
   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232