Page 230 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 230
— 214 —
На основаніи подобныхъ наблюденій Кантъ прямо высказываетъ мысль, что,
отвлекая вниманіе отъ своихъ болѣзненныхъ ощущеній, человѣкъ можетъ со
дѣйствовать своему исцѣленію, а во многихъ случаяхъ даже и прямо устра
нять силою своей воли различные болѣзненные припадки. —Гартманнъ пере
даетъ о себѣ, что прежде его безпокоила ничему неуступавшая, упорпая
икота; но въ настоящее время онъ, вслѣдствіе постояннаго упражненія, до
шелъ до того, что усиліемъ воли можетъ прекратить икоту почти мгновенно,
и высказываетъ совершенно вѣрную мысль, что цѣлесообразнымъ воспита
ніемъ въ дѣтствѣ можно было бы достигнуть того, чтобы люди управляли
гораздо больше отправленіями своего тѣла". („О значеніи психическихъ влія
ній" профессора Манассеина).
Если силою воли можно устранять,, задерживать и ослаблять физическія
болѣзни и, страданія, то понятно будетъ ея великое значеніе для дѣятель
ности и всей моральной жизни человѣка. И это естественно: воля лежитъ въ
основѣ всего человѣческаго существа; она сущность человѣческой души, са
мовластный хояинъ его дѣйствій, основа его духовнаго и тѣлеснаго бытія, и
мы находимъ, что опредѣленіе ея значенія у Маудсли вполнѣ вѣрно, ни
сколько не преувеличено и прекрасно опоэтизировано: „это сила", говоритъ
онъ, „самаго высшаго порядка, сила, выше которой до сихъ поръ природа
ничего не производила; это—расцвѣтъ всѣхъ ея чудныхъ твореній". А вотъ
и опредѣленіе Рибо: „воля, въ строгомъ смыслѣ слова, есть вѣнецъ, послѣднее
слово развитія, результатъ большаго числа дисциплинированныхъ въ іерар
хическомъ порядкѣ стремлений, — она представляетъ совершеннѣйшій видъ
того, что называется дѣятельностію". Но эта сила, имѣющая столь благодѣ
тельное значеніе для человѣка, можетъ, какъ мы уже замѣтили, и вредить
ему и другимъ, дѣйствовать противъ здраваго смысла.
Какъ и всякая способность человѣка, воля требуетъ упражненія и совер
шенствованія: ребенокъ, который встрѣчаетъ лишь баловство, котораго не
пріучаютъ къ усидчивому труду, комфорту и удовольствіямъ когораго прино
сятъ въ жертву покой близкихъ, которому не даютъ даже возможности испы
тать, что у него одержитъ верхъ —чувство жалости къ отцу или эгоистиче
скія побужденія,—такой ребенокъ не можетъ совершенствовать своей воли, а
если она и упражняется, то въ нежелательномъ направленіи, и изъ него уже
въ дѣтствѣ вырабатывается КитъКитычъ въ миніатюрѣ, а впослѣдствіи онъ
покажетъ себя передъ близкими и во весь ростъ. Дѣти, даже и при добрыхъ
природныхъ склонностяхъ и при правильномъ умственномъ развитіи, могутъ
выходить деспотами, эгоистами, своевольными и самодурами, если только
домашняя обстановка не благопріятствовала развитію воли. Такіе и въ зрѣ
ломъ возрастѣ, даже и при хорошихъ стремленіяхъ, обыкновенно не мо
гутъ довести до конца начатаго дѣла какъ въ сферѣ практической, такъ и
интеллектуальной.
Конечно, существуетъ немало примѣровъ, что люди, и при неправиль
номъ воспитаніи, „благодаря энергической борьбѣ' съ своими страстями", го
воритъ Ломброзо („Геніальность и помѣшательство"), „выходили потомъ на
прямую дорогу. Но подобное самовоспитаніе представляетъ все таки слиш
комъ большія трудности, особенно въ зрѣломъ возрастѣ. Гораздо легче мо
гутъ достигнуть хорошихъ результатовъ родители и воспитатели молодаго по
колѣнія. Они должны знать, что примѣрѣ ихъ имѣетъ на дѣтей огромное
вліяніе, подобно тому какъ истерія матери переходитъ къ дочерямъ, и всѣ
дурныя привычки родителей, всѣ психическія ненормальности ихъ непре
мѣнно отражаются на дѣтяхъ, между прочимъ, даже въ силу безсознатель