Page 230 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 230

— 214 —

   На основаніи подобныхъ наблюденій Кантъ прямо высказываетъ мысль, что,
   отвлекая вниманіе отъ своихъ болѣзненныхъ ощущеній, человѣкъ можетъ со­
   дѣйствовать своему исцѣленію, а во многихъ случаяхъ даже и прямо устра­
   нять силою своей воли различные болѣзненные припадки. —Гартманнъ пере­
   даетъ   о себѣ, что прежде его безпокоила ничему неуступавшая,        упорпая
   икота; но въ настоящее время онъ, вслѣдствіе постояннаго упражненія, до­
   шелъ до того, что усиліемъ воли можетъ прекратить икоту почти мгновенно,
   и высказываетъ совершенно вѣрную мысль, что цѣлесообразнымъ воспита­
   ніемъ въ дѣтствѣ можно было бы достигнуть того, чтобы люди управляли
   гораздо больше отправленіями своего тѣла". („О значеніи психическихъ влія­
   ній" профессора Манассеина).
        Если силою воли можно устранять,, задерживать и ослаблять физическія
   болѣзни и, страданія, то понятно будетъ ея великое значеніе для дѣятель­
   ности и всей моральной жизни человѣка. И это естественно: воля лежитъ въ
   основѣ всего человѣческаго существа; она сущность человѣческой души, са­
   мовластный хояинъ его дѣйствій, основа его духовнаго и тѣлеснаго бытія, и
   мы находимъ, что опредѣленіе ея значенія у Маудсли вполнѣ вѣрно, ни­
   сколько не преувеличено и прекрасно опоэтизировано: „это сила", говоритъ
   онъ, „самаго высшаго порядка, сила, выше которой до сихъ поръ природа
   ничего не производила; это—расцвѣтъ всѣхъ ея чудныхъ твореній". А вотъ
   и опредѣленіе Рибо: „воля, въ строгомъ смыслѣ слова, есть вѣнецъ, послѣднее
   слово развитія, результатъ большаго числа дисциплинированныхъ въ іерар­
   хическомъ порядкѣ стремлений, — она представляетъ совершеннѣйшій видъ
   того, что называется дѣятельностію". Но эта сила, имѣющая столь благодѣ­
   тельное значеніе для человѣка, можетъ, какъ мы уже замѣтили, и вредить
   ему и другимъ, дѣйствовать противъ здраваго смысла.
        Какъ и всякая способность человѣка, воля требуетъ упражненія и совер­
   шенствованія: ребенокъ, который встрѣчаетъ лишь баловство, котораго не
   пріучаютъ къ усидчивому труду, комфорту и удовольствіямъ когораго прино­
   сятъ въ жертву покой близкихъ, которому не даютъ даже возможности испы­
   тать, что у него одержитъ верхъ —чувство жалости къ отцу или эгоистиче­
   скія побужденія,—такой ребенокъ не можетъ совершенствовать своей воли, а
   если она и упражняется, то въ нежелательномъ направленіи, и изъ него уже
   въ дѣтствѣ вырабатывается Китъ­Китычъ въ миніатюрѣ, а впослѣдствіи онъ
   покажетъ себя передъ близкими и во весь ростъ. Дѣти, даже и при добрыхъ
   природныхъ склонностяхъ и при правильномъ умственномъ развитіи, могутъ
   выходить деспотами,    эгоистами, своевольными и самодурами,      если только
   домашняя обстановка не благопріятствовала развитію воли. Такіе и въ зрѣ­
   ломъ возрастѣ, даже и     при хорошихъ стремленіяхъ, обыкновенно не мо­
   гутъ довести до конца начатаго дѣла какъ въ сферѣ практической, такъ и
   интеллектуальной.
        Конечно, существуетъ немало примѣровъ, что люди, и при неправиль­
   номъ воспитаніи, „благодаря энергической борьбѣ' съ своими страстями", го­
   воритъ Ломброзо („Геніальность и помѣшательство"), „выходили потомъ на
   прямую дорогу. Но подобное самовоспитаніе представляетъ все таки слиш­
   комъ большія трудности, особенно въ зрѣломъ возрастѣ. Гораздо легче мо­
   гутъ достигнуть хорошихъ результатовъ родители и воспитатели молодаго по­
   колѣнія. Они должны знать, что примѣрѣ ихъ имѣетъ на дѣтей огромное
   вліяніе, подобно тому какъ истерія матери переходитъ къ дочерямъ, и всѣ
   дурныя привычки родителей, всѣ психическія ненормальности ихъ           непре­
   мѣнно отражаются на дѣтяхъ, между прочимъ, даже въ силу безсознатель­
   225   226   227   228   229   230   231   232   233   234   235