Page 234 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 234

— 218 —

   щенія. Если онъ въ этомъ ослушается, онъ очень часто можетъ быть нака­
   занъ тѣмъ, что обожжетъ себѣ руку, или убѣдится въ этомъ на примѣрѣ
   другаго, а если бы и не случилось ни того ни другаго, то все же онъ очень
   скоро пойметъ, что съ огнемъ плохія шутки, тогда какъ при искусственномъ
   пріемѣ хинина и т. п. вещахъ ему можетъ придти мысль о самодурствѣ
   родителей.
        Обузданіе и ослабленіе аффектовъ, сильно содѣйствующихъ парализо­
   ванію воли, представляютъ найболѣе существенный элемеитъ для пріученія
   ребенка владѣть своими чувствами и мыслями, а слѣдовательно и для упраж­
   ненія его воли. Столь же важно для укрѣпленія воли упражненіе внима­
   ніа, но въ предъидущемъ очеркѣ мы достаточно выяснили его значеніе.
        Одно изъ наиболѣе дѣйствительныхъ средствъ укрѣпить волю и дать ей
   надлежащее направленіе—развивать вѣру въ свои силы. Эта вѣра въ свои
   силы совершенно противоположна самодовольству, самоувѣренности, самона­
   дѣянности,—качествамъ въ высшей степени антипатичнымъ и антисоціаль­
   нымъ, вредящимъ прогрессивному движенію общества. Самоуверенный и са­
   модовольный считаетъ себя выше другихъ, преувеличиваетъ размѣры своихъ
   дарованій, находитъ прекраснымъ все, что онъ дѣлаетъ. Самоублажая себя,
   человѣкъ при подобныхъ качествахъ засушиваетъ сердце и въ зародышѣ
   уничтожаетъ въ себѣ всякое побужденіе къ самоусовершенствованію. Совер­
   шенно иное міросозерцаніе и поведеніе вырабатываетъ­ тотъ, у кого развита
   вѣра въ свои силы: неудача не приводитъ его въ отчаяніе, не надламываетъ
   его, а заставляетъ сближаться съ людьми, просить ихъ совѣта и не терять
   надежды на то, что онъ съ помощью энергіи и труда въ концѣ концовъ
   добьется своего. И такой всегда добивается. Вотъ эту­то вѣру въ свои силы
   воспитатели и должпы развивать въ своемъ питомцѣ съ ранняго его возраста.
   Во всѣхъ отношеніяхъ чрезвычайно вредно давать чувствовать маленькому
   существу, что оно неспособно, безтолково, глупо или лѣниво. Въ глазахъ
   самого ребенка скорѣе слѣдуетъ уменьшать всѣ его недостатки и уже ни­
   коимъ образомъ не увеличивать ихъ. При неудачѣ, происшедшей отъ его
   нерадѣнія, ребенку можно только дать почувствовать, что сегодня вышла съ
   нимъ незадача совершенно случайно, бесѣдовать съ нимъ по этому поводу
   въ томъ смыслѣ, что это бываетъ со всякимъ, а что завтра, когда онъ хорошо
   выспится, будетъ менѣе утомленъ, да если еще къ тому же выпадетъ хоро­
   шая погода, — онъ навѣрно все пойметъ и прекрасно окончитъ начатое. Такое
   снисходительное отношеніе къ ребенку не только дѣйствуетъ ободряющимъ
   образомъ, но болѣе, чѣмъ порицанія, вызоветъ стыдъ за свой поступокъ и
   сдѣлаетъ невозможнымъ повтореніе его на другой день. Къ тому же это и
   вполнѣ* согласуется съ истиною: лѣнь, разсѣянность и другіе недостатки, если
   только они не являются результатомъ плохаго воспитанія, зависятъ обыкновенно
   отъ мозговаго переутомленія или отъ какого нибудь болѣзненнаго состоянія.
   Строго руководясь правиломъ,— не давать ребенку ничего непосильнаго, нужно
   воодушевить его вѣрою въ собствеяныя силы. Ребенокъ не можетъ окончить
   начатаго рисунка, не достроилъ изъ кирпичиковъ домика, не можетъ заучить
   наизустъ басни— укажите ему болѣе легкій способъ придти къ тому, къ чему
   онъ стремится, объясните ему то, чего онъ не понимаетъ, убѣдите его въ
   томъ, что, поработавъ надъ этимъ нѣсколько разъ, онъ навѣрно достигнете
   желаемаго. Всѣ эти объясненія предлагайте въ веселой, живой формѣ, чтобы
   не только то, что вы ему говорите, но и самая ваша манера говорить инте­
   ресовала, оживляла, убѣждала его и толкала на дѣятельность.
        Тѣми же пріемами должны руководиться воспитатели и въ сферѣ нрав­
   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238   239