Page 239 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 239

— 223 —

  не любитъ своего уступать другому. Единственный способъ искоренять этотъ
  недостатокъ, грозящій перейти въ скаредность, самый презрѣнный изъ всѣхъ че­
  ловѣческихъ пороковъ,—пріучать дѣтей съ самаго ранняго возраста дѣлиться
  съ окружающими всѣмъ, что они имѣютъ, стараться окружать ихъ обще­
  ствомъ товарищей однолѣтокъ, причемъ ребенку волею неволею приходится
  во многомъ поступаться своею собственностью.
        Человѣкъ, высшее наслажденіе котораго—суетное удовлетвореніе своего
  пустаго тщеславія или пошлыхъ инстинктовъ, конечно, не особенно нравствен­
  ный человѣкъ; въ тайникахъ своей души онъ несомнѣнно носитъ много пу­
  стоты и сердечной испорченности. Но его еще нельзя вполнѣ считать пороч­
  нымъ. Бросая свои средства безалаберно, можетъ быть для пошловатыхъ и
  мелкихъ цѣлей, онъ все же можтеъ и не быть зараженъ такою узкостью
  сердца, какъ скряга. „Въмотѣ", говоритъ Герценъ, „есть дто­то избалован­
  ное, прихотливое, распущенность характера гетеры; въ скупцѣ—что то пре­
  ступное, антисоциальное: онъ похожъ на шакала, онъ хуже его. Дидро гово­
  ритъ, что онъ знаетъ только 'одйнъ порокъ, и этотъ порокъ—скупость. Рев­
  нивая привязанность къ имуществу—безнравственна; богатство хранимое бо­
  лѣе развращаетъ человѣка, нежели богатство расточаемое; оно, какъ тяжелая
  гиря, стягиваетъ къ землѣ всякій порывъ, всякую благородную мысль". Мно­
  гіе воспитатели 60­хъ гг., имѣя въ виду вредъ развитія скаредности и ску­
  пости, старались дѣтямъ до школьнаго возраста не давать ни малѣйшаго
  понятія о деньгахъ: не разсчитывались въ ихъ присутствіи съ извощикомъ,
  не дѣлали при нихъ покупокъ, не упоминали о деньгахъ. Разумѣется, трудно
  было твердо и логично провести въ жизнь такой принципъ (да и вредно,
  конечно), и въ результатѣ выходило немало курьезовъ. Зачѣмъ скрывать отъ
  дѣтей вбыденное явленіе жизни, играющее въ ней столь видную роль? Вовсе
  не портитъ ребенка и обычай давать ему деньги,—все дѣло въ томъ, какое
  онъ изъ нихъ сдѣлаетъ употребленіе.
        Самовластіе и любовь къ господству также сказываются въ характерѣ
  многихъ дѣтей. Посмотрите на игру, устроенную дѣтьми самостоятельно;
  въ болыпинствѣ случаевъ одинъ властвуетъ вадъ другими, и всѣ остальные
  ему подчиняются. Характерно и то, что властвуетъ обыкновенно не самый
  умный, не самый изобрѣтательный, а самый смѣлый, энергичный и рѣшитель­
  ный.   Укоренившееся    властолюбіе   порождаетъ въ окружающихъ       зависть,
  вражду, злобу и портитъ характеръ ребенка, привыкшаго командовать, раз­
  вивая въ немъ комичную авторитетность и самомнѣніе. Необходимо игры дѣтей
  устраивать такъ, чтобы всѣ дѣти поочередно были распорядителями.
       Подражаніе—не порокъ, а характерная склонность ребенка, которая
  можетъ послужить ему во вредъ или принести пользу, смотря потому, какого
  сорта люди его окружаютъ. Трудно представить себѣ, до какой степени
  ребенокъ склоненъ къ подражанію: онъ слышитъ, что кто нибудь кашляетъ,
  отплевывается,—и старается сдѣлать то­же самое; онъ ходитъ, заложивъ за
  спину руки и усиливаясь дѣлать огромные шаги, стараясь подражать дядѣ;
  задувая свѣчку, сдвигаетъ брови, какъ это дѣлаетъ его старая няня. Однимъ
  словомъ, ребенокъ подражаетъ всему, что онъ видитъ, все старается пере­
  нять отъ старшихъ; ихъ голосъ, манеру ходить, выраженіе физіономіи, слова,
  привычку быстро или медленно говорить, нѣжность или суровость къ окру­
  жающимъ людямъ и животнымъ, крикливость, брань, раздражительность, не­
  терпѣніе, проявленія вспыльчивости и гнѣва. Намъ кажется излишнимъ гово­
  рить о томъ, насколько эта дѣтская страсть къ подражательности обязы­
   234   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244