Page 239 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 239
— 223 —
не любитъ своего уступать другому. Единственный способъ искоренять этотъ
недостатокъ, грозящій перейти въ скаредность, самый презрѣнный изъ всѣхъ че
ловѣческихъ пороковъ,—пріучать дѣтей съ самаго ранняго возраста дѣлиться
съ окружающими всѣмъ, что они имѣютъ, стараться окружать ихъ обще
ствомъ товарищей однолѣтокъ, причемъ ребенку волею неволею приходится
во многомъ поступаться своею собственностью.
Человѣкъ, высшее наслажденіе котораго—суетное удовлетвореніе своего
пустаго тщеславія или пошлыхъ инстинктовъ, конечно, не особенно нравствен
ный человѣкъ; въ тайникахъ своей души онъ несомнѣнно носитъ много пу
стоты и сердечной испорченности. Но его еще нельзя вполнѣ считать пороч
нымъ. Бросая свои средства безалаберно, можетъ быть для пошловатыхъ и
мелкихъ цѣлей, онъ все же можтеъ и не быть зараженъ такою узкостью
сердца, какъ скряга. „Въмотѣ", говоритъ Герценъ, „есть дтото избалован
ное, прихотливое, распущенность характера гетеры; въ скупцѣ—что то пре
ступное, антисоциальное: онъ похожъ на шакала, онъ хуже его. Дидро гово
ритъ, что онъ знаетъ только 'одйнъ порокъ, и этотъ порокъ—скупость. Рев
нивая привязанность къ имуществу—безнравственна; богатство хранимое бо
лѣе развращаетъ человѣка, нежели богатство расточаемое; оно, какъ тяжелая
гиря, стягиваетъ къ землѣ всякій порывъ, всякую благородную мысль". Мно
гіе воспитатели 60хъ гг., имѣя въ виду вредъ развитія скаредности и ску
пости, старались дѣтямъ до школьнаго возраста не давать ни малѣйшаго
понятія о деньгахъ: не разсчитывались въ ихъ присутствіи съ извощикомъ,
не дѣлали при нихъ покупокъ, не упоминали о деньгахъ. Разумѣется, трудно
было твердо и логично провести въ жизнь такой принципъ (да и вредно,
конечно), и въ результатѣ выходило немало курьезовъ. Зачѣмъ скрывать отъ
дѣтей вбыденное явленіе жизни, играющее въ ней столь видную роль? Вовсе
не портитъ ребенка и обычай давать ему деньги,—все дѣло въ томъ, какое
онъ изъ нихъ сдѣлаетъ употребленіе.
Самовластіе и любовь къ господству также сказываются въ характерѣ
многихъ дѣтей. Посмотрите на игру, устроенную дѣтьми самостоятельно;
въ болыпинствѣ случаевъ одинъ властвуетъ вадъ другими, и всѣ остальные
ему подчиняются. Характерно и то, что властвуетъ обыкновенно не самый
умный, не самый изобрѣтательный, а самый смѣлый, энергичный и рѣшитель
ный. Укоренившееся властолюбіе порождаетъ въ окружающихъ зависть,
вражду, злобу и портитъ характеръ ребенка, привыкшаго командовать, раз
вивая въ немъ комичную авторитетность и самомнѣніе. Необходимо игры дѣтей
устраивать такъ, чтобы всѣ дѣти поочередно были распорядителями.
Подражаніе—не порокъ, а характерная склонность ребенка, которая
можетъ послужить ему во вредъ или принести пользу, смотря потому, какого
сорта люди его окружаютъ. Трудно представить себѣ, до какой степени
ребенокъ склоненъ къ подражанію: онъ слышитъ, что кто нибудь кашляетъ,
отплевывается,—и старается сдѣлать тоже самое; онъ ходитъ, заложивъ за
спину руки и усиливаясь дѣлать огромные шаги, стараясь подражать дядѣ;
задувая свѣчку, сдвигаетъ брови, какъ это дѣлаетъ его старая няня. Однимъ
словомъ, ребенокъ подражаетъ всему, что онъ видитъ, все старается пере
нять отъ старшихъ; ихъ голосъ, манеру ходить, выраженіе физіономіи, слова,
привычку быстро или медленно говорить, нѣжность или суровость къ окру
жающимъ людямъ и животнымъ, крикливость, брань, раздражительность, не
терпѣніе, проявленія вспыльчивости и гнѣва. Намъ кажется излишнимъ гово
рить о томъ, насколько эта дѣтская страсть къ подражательности обязы