Page 236 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 236

— 220 —

   всей психической дѣятельности человѣка, но нерѣдко обнаруживаются и при
   нормальномъ состояніи умственныхъ способностей. Чрезвычайно странное впе­
   чатлѣніе производятъ подобные люди: они сохраняютъ всѣ свои физическія
   и умственный силы, кромѣ воли, мало того, они даже исаытываютъ желаніе
   продолжать попрежнему свою деятельность, но не находятъ для этого въ себѣ
   достаточно энергіи; ихъ одолѣваетъ какое­то безсиліе, которое ихъ угнетаетъ,
   но они не могутъ преодолѣть его: „заставьте меня хотѣть это сдѣлать", от­
   вѣчалъ такой больной, когда ему совѣтовали ѣхать путешествовать.
        Ослабленіемъ воли страдаютъ и взрослые, и дѣти. Главною причиною
   этой болѣзни считаютъ ослабленіе чувствительности; въ подобныхъ случаяхъ
   обыкновенно бываетъ поражена аффективная сторона душевной жизни, спо­
   собность приходить въ состояніе волненія; вмѣстѣ съ этимъ у нихъ въ боль­
   шинствѣ случаевъ болѣе или менѣе подавлена жизненная деятельность; фи­
   зическіе симптомы состоятъ въ замедленіи кровообращенія, въ пониженіи тем­
   пературы тѣла и въ большей или меньшей неподвижности. Изъ моральныхъ
   явленій особенно замѣтно въ такихъ случаяхъ отсутствіе или, по крайней
   мѣрѣ, сильное ослабленіе энергіи. Больной субъектъ при этомъ внутренно
   страдаетъ, раздражается, что окружающіе считаютъ его за это низшимъ су­
   ществомъ, а между тѣмъ продолжаетъ поступать попрежнему или, лучше
   сказать, не можетъ выйти изъ своего нерѣшительнаго, апатичнаго состоянія,
   хотя и старается первое время бороться противъ этого. Если эта борьба не
   увѣнчается успѣхомъ, у него является все болѣе болѣзненныхъ симптомовъ:
   хандра, упадокъ силъ, ослабленіе дѣятельности организма.       Если болѣзнь
   развивается на благопріятной почвѣ, то дѣло кончается параличемъ воли,
   извѣстнымъ у врачей подъ названіемъ „абуліи". На ослабленіе воли особенно
   сильно вліяютъ нервныя разстройства и душевныя потрясенія.
        Воля служитъ основною чертою характера (одинъ изъ психологическихъ
   терминовъ, который каждый употребляетъ по своему). Въ обыденной жизни
   подъ словомъ характеръ подразумѣваютъ какъ волю, такъ и внутреннія чувства
   человѣка. И это имѣетъ свое основаніе: воспитаніе наиболѣе благородныхъ
   чувствъ человѣка должно идти рука объ руку съ воспитаніемъ воли и спо­
   собствовать ея усовершенствованію и укрѣпленію, иначе въ результатѣ по­
   лучится не воля,   а своеволіе. Изъ области внутреннихъ чувствъ человѣка
   воспитатели должны обратить особенное вниманіе на пробужденіе въ ребенкѣ
   состраданія. сочувствія, интереса и любви къ блиоюнимг,. Эти чувства слу­
   жатъ основою нравственности и наиболѣе пригодны для того, чтобы дать
   честное и полезное направленіе волѣ.
        Научить дѣтей любить — должно быть первою заповѣдыо воспитанія.
   Трогательно говорить по этому поводу Жанъ­Поль­Рихтеръ: „выказывайте дѣ­
   тямъ только пріязнь. Любовь — единственное правило нравственности. Учите
   ребенка любить; учите сначала отрицательно, запрещая обижать всякое мель­
   чайшее существо, пріучайте смотрѣть на всякую жизнь, какъ на нѣчто свя­
   щенное, боритесь противъ дѣтскаго инстинктивнаго эгоизма. Потомъ поло­
   жительно возбуждайте способность пріязни и заставляйте ее дѣйствовать.
   Любовь—плодъ раннихъ годовъ. Учите любви въ наше печальное, темное
   время. Вамъ самимъ, родители, у вашего смертнаго одра отраднѣе будетъ
   встрѣчать заплаканные "глаза сыновей, нежели жадно нетерпѣливые взгляды
   наслѣдниковъ".
         Только любящіе, сострадательные въ дѣтствѣ, вырабатываютъ въ послѣд­
   ствіи стремленія, направленныя на то, чтобы вносить въ людское общество
   свѣтъ, знаніе, счастіе. Въ нагаъ тщеславный вѣкъ, когда стремленія къ
   231   232   233   234   235   236   237   238   239   240   241