Page 233 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 233

— 217 —

   выпилъ неаріятное лекарство, однимъ словомъ. чтобы онъ выполпилъ ту или
   другую обязанность. Если родители не вносятъ въ воспитаніе ребенка вред­
   наго для него сентиментализма, недопускающаго упражнепія воли, а напро­
   тивъ всегда твердо настаиваютъ на томъ, чтобы онъ дѣлалъ то, что слѣдуетъ,
   и   при  этомъ ребенку постоянно приходится поступаться своими          жела­
   ніями, то уже въ первые годы жизни его можно легко пріучить выполнять
   маленькія обязанности, сдерживать аффекты и дурные инстинкты, положить
   зачатки трудолюбія и альтруистическихъ склонностей.
        И такъ, упражненіе воли должно начинаться очень рано, съ первымъ
   пробужденіемъ сознанія, но оно никогда не должно быть искусственною гим­
   настикою .
        Теперь, когда педагоги и психологи обратили серьезное вниманіе на
   то, что усовершенствовапіе органовъ внѣшнихъ чувствъ и психическихъ силъ
   достигается лишь путемъ правильныхъ упражненій съ ранняго дѣтства, такъ
   какъ неупражняемый органъ атрофируется, возникли въ этомъ отношеніи
   нѣкоторыя преувеличенія и передержки. Выражается это въ томъ, что многіе
   прибѣгаютъ для этого къ упражненіямъ, которыя можно назвать муштровкой.
   Необходимость упражнять волю съ ранняго дѣтства заставляетъ нѣкоторыхъ
   производить слѣдующіе эксперименты: пришло время кормить ребенка, и го­
   лодъ уже выражается слезами и просьбами дать поѣсть, но они находятъ
   вреднымъ исполнить немедленно его желаніе, и, желая испытать его терпѣ­
   ніе, начинаютъ въ его присутствіи кипятить молоко; чтобы ребенокъ не отка­
   зывался принимать лекарство, когда это будетъ нужно, его безъ надобности
   пріучаютъ къ пріемамъ хинина, но въ такихъ дозахъ, которыя не производятъ
   вліянія на организмъ, а заставляютъ лишь исш.гтыватьнепріятныявкусовыяощу­
   щенія и т. п. Все это намъ кажется вредною, не ведущею къ цѣли дрессиров­
   кой. Жизнь, каждый день, на каждомъ шагу, даетъ такой богатый матеріалъ
   для упражненія воли, характера, терпѣнія, послушанія, что нѣтъ никакой
   нужды прибѣгать къ искусственнымъ мѣрамъ. Родители должны наблюдать
   за тѣмъ, чтобы ребенокъ всегда выполнялъ свои обязанности, и если ихъ
   требованія соразмѣрны съ его силами, не дѣлать ему поблажекъ въ виду
   того, что­де сегодня не сдѣлалъ—сдѣлаетъ потомъ, когда подростетъ и поум­
   нѣетъ. Если ребенокъ видитъ, что ему постоянно запрещаютъ трогать одинъ
   и тотъ же предметъ, отказываютъ исполнить его желаніе не подъ вліяніемъ
   каприза или    раздраженія, онъ постепенно начинаетъ       понимать, что онъ
   можетъ просить и чего не должеяъ. Даже въ домахъ, гдѣ нѣтъ особенной
   послѣдовательности въ воспитаніи, но гдѣ по опыту пришли къ необходимо­
   сти никогда не дозволять ничего трогать дѣтямъ съ рабочаго стола, роди­
   тели наглядно убѣждаются • въ томъ, какъ легко и скоро они достигли этого;
   въ такихъ случаяхъ, когда младшія дѣти тянутся, чтобы схватить какую ни­
   будь бумагу со стола, старшіе дѣти 4 и 5 лѣтъ въ ужасѣ вскрикиваютъ:
   „развѣ это можно? Вѣдь это папинъ столъ!"
        Если родители, отказывая своимъ дѣтямъ выполнить ихъ желанія, руко­
   водятся не п/Блями дрессировки и муштровки, а требованіями жизни, они въ
   то же время пріучаютъ ребенка владѣть своими чувствами и мыслями. Въ
   такомъ воспитаніи еще и то преимущество, что дѣти безпрестанно наталки­
   ваются на случаи, совершенно убвждающіе ихъ въ законности предъявляв ­
   мыхъ имъ требованій, тогда какъ при дрессировкѣ и при искусственныхъ и
   выдуманныхъ требованіяхъ этого не можетъ быть. Если маленькому ребенку
   запрещаютъ зажигать спички, топить сюргучъ, сахаръ и т. п., онъ можетъ
   безпрестанно убѣждаться въ законности и необходимости подобнаго запре­
   228   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238