Page 228 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 228

— 212 —

   концѣ концовъ къ полному вырожденію. Въ йравственномъ отношеніи воспи­
   таніе должно научить мужественно выносить невзгоды и житейскія неудачи,
   тердѣнію и усидчивости въ трудѣ, умѣнью выполнять свой долгъ и обязан­
   ности относительно семьи, пробудить общественные инстинкты, привить и
   усовершенствовать честныя привычки и дать имъ разумное направленіе, раз­
   вить альтруистическія склонности, укрѣпить волю и совѣсть, чувство чести,
   благородной гордости и независимости; въ умственномъ отношеніи—долженъ
   быть развитъ интересъ къ окружающей природѣ и людямъ, наблюдательность,
   любознательность и вѣчное стремленіе къ умственному усовершенствованію.
        Но какъ слѣдуетъ вести, какъ направить ребенка такъ, чтобы онъ въ
   будущемъ стремился къ достиженію высшаго идеала или, по крайней­мѣрѣ,
   наименѣе уклонялся отъ него? Для этого, прежде всего, необходимо съ пер­
   выхъ лѣтъ сознательной жизни ребенка воспитывать его волю и характеръ.
        Воля—самый могущественный рычагъ нравственнаго и умственнаго само­
   усовершенствованія. Человѣкъ можетъ быть лишь настолько нравственнымъ,
   дѣятельнымъ, трудолюбивымъ, а слѣдовательно и умственно развитымъ, на­
   сколько развита его воля.
         Когда говорятъ, что у человѣка сильная воля, подразумѣваютъ обыкно­
   венно личность, которая неуклонно идетъ къ разъ намѣченной цѣли, и на­
   оборотъ, человѣкъ съ слабою волею колеблется, отличается неустойчивостью.
   Человѣкъ съ сильною волею не легко подчиняется первому впечатлѣнію, не
   приходитъ ни къ какимъ выводамъ на основаніи только одного этого впечат­
   лѣнія,—понятно, что мнѣнія и выводы такого человѣка носятъ характеръ
   болѣе солидный, самостоятельный, оригинальный и оставляютъ болѣе плодо­
   творный слѣдъ, чѣмъ у человѣка съ слабою волею. Чѣмъ менѣе человѣкъ
   подчиняется условіямъ своего организма, своимъ болѣзненнымъ склонностямъ,
   привычкамъ и страстямъ, тѣмъ сильнѣе его воля, а вмѣстѣ съ этимъ тѣмъ
   опредѣленнѣе его цѣль и характеръ его дѣйствій. И наоборотъ, чѣмъ легче
   онъ подчиняется первому впечатлѣнію, чѣмъ болѣе находится подъ властью
   страстей и привычекъ, чѣмъ болѣе колебаній испытываетъ онъ при рѣшеніи,
   чѣмъ болѣе у него противорѣчій между словомъ и дѣломъ, тѣмъ слабѣе
   его воля.
        Если воля недостаточно упражняется съ ранняго возраста, если ребенку
   даютъ возможность руководствоваться лишь своими личными желаніями, сооб­
   ражаться исключительно съ своими удовольствіями, если въ немъ не развили
   ни трудолюбія, ни послушанія,— съ нимъ будетъ одно изъ двухъ: или у пего
   совсѣмъ не будетъ выработана воля, или изъ него выйдете самодуръ, который
   будетъ обнаруживать смѣлость и рѣшимость лишь въ поступкахъ, несообраз­
   ныхъ ни съ божескими, ни съ человѣческими законами.
         Такимъ образомъ, воля можетъ быть полезною для себя и другихъ или
   гибельною, разумною и безразсудною, однимъ словомъ желательною или вовсе
   нежелательною.
        Подъ волею подразумѣваютъ также способность дѣлать выборъ, дѣйство­
   вать по тѣмъ, а не инымъ, мотивамъ; кто обладаете ею, тому она даетъ
   возможность предпочитать одни мотивы своихъ дѣйствій другимъ, выбирать
   между самыми противоположными побужденіями, между жадностью и умѣ­
   реностью, лѣнью    и дѣятельностію. Человѣкъ отдаете       предпочтеніё тому,
   къ чему у него укоренилась потребность въ дѣтствѣ, къ чему пріучили его
   съ малолѣтства, къ чему развитъ былъ его интересъ и что одобряете его
   сознаніе, мышленіе и пониманіе. Изъ сказаниаго ясно, что и здѣсь нравст­
   венное развитіе должно идти рука объ руку съ умственнымъ.
   223   224   225   226   227   228   229   230   231   232   233