Page 228 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 228
— 212 —
концѣ концовъ къ полному вырожденію. Въ йравственномъ отношеніи воспи
таніе должно научить мужественно выносить невзгоды и житейскія неудачи,
тердѣнію и усидчивости въ трудѣ, умѣнью выполнять свой долгъ и обязан
ности относительно семьи, пробудить общественные инстинкты, привить и
усовершенствовать честныя привычки и дать имъ разумное направленіе, раз
вить альтруистическія склонности, укрѣпить волю и совѣсть, чувство чести,
благородной гордости и независимости; въ умственномъ отношеніи—долженъ
быть развитъ интересъ къ окружающей природѣ и людямъ, наблюдательность,
любознательность и вѣчное стремленіе къ умственному усовершенствованію.
Но какъ слѣдуетъ вести, какъ направить ребенка такъ, чтобы онъ въ
будущемъ стремился къ достиженію высшаго идеала или, по крайнеймѣрѣ,
наименѣе уклонялся отъ него? Для этого, прежде всего, необходимо съ пер
выхъ лѣтъ сознательной жизни ребенка воспитывать его волю и характеръ.
Воля—самый могущественный рычагъ нравственнаго и умственнаго само
усовершенствованія. Человѣкъ можетъ быть лишь настолько нравственнымъ,
дѣятельнымъ, трудолюбивымъ, а слѣдовательно и умственно развитымъ, на
сколько развита его воля.
Когда говорятъ, что у человѣка сильная воля, подразумѣваютъ обыкно
венно личность, которая неуклонно идетъ къ разъ намѣченной цѣли, и на
оборотъ, человѣкъ съ слабою волею колеблется, отличается неустойчивостью.
Человѣкъ съ сильною волею не легко подчиняется первому впечатлѣнію, не
приходитъ ни къ какимъ выводамъ на основаніи только одного этого впечат
лѣнія,—понятно, что мнѣнія и выводы такого человѣка носятъ характеръ
болѣе солидный, самостоятельный, оригинальный и оставляютъ болѣе плодо
творный слѣдъ, чѣмъ у человѣка съ слабою волею. Чѣмъ менѣе человѣкъ
подчиняется условіямъ своего организма, своимъ болѣзненнымъ склонностямъ,
привычкамъ и страстямъ, тѣмъ сильнѣе его воля, а вмѣстѣ съ этимъ тѣмъ
опредѣленнѣе его цѣль и характеръ его дѣйствій. И наоборотъ, чѣмъ легче
онъ подчиняется первому впечатлѣнію, чѣмъ болѣе находится подъ властью
страстей и привычекъ, чѣмъ болѣе колебаній испытываетъ онъ при рѣшеніи,
чѣмъ болѣе у него противорѣчій между словомъ и дѣломъ, тѣмъ слабѣе
его воля.
Если воля недостаточно упражняется съ ранняго возраста, если ребенку
даютъ возможность руководствоваться лишь своими личными желаніями, сооб
ражаться исключительно съ своими удовольствіями, если въ немъ не развили
ни трудолюбія, ни послушанія,— съ нимъ будетъ одно изъ двухъ: или у пего
совсѣмъ не будетъ выработана воля, или изъ него выйдете самодуръ, который
будетъ обнаруживать смѣлость и рѣшимость лишь въ поступкахъ, несообраз
ныхъ ни съ божескими, ни съ человѣческими законами.
Такимъ образомъ, воля можетъ быть полезною для себя и другихъ или
гибельною, разумною и безразсудною, однимъ словомъ желательною или вовсе
нежелательною.
Подъ волею подразумѣваютъ также способность дѣлать выборъ, дѣйство
вать по тѣмъ, а не инымъ, мотивамъ; кто обладаете ею, тому она даетъ
возможность предпочитать одни мотивы своихъ дѣйствій другимъ, выбирать
между самыми противоположными побужденіями, между жадностью и умѣ
реностью, лѣнью и дѣятельностію. Человѣкъ отдаете предпочтеніё тому,
къ чему у него укоренилась потребность въ дѣтствѣ, къ чему пріучили его
съ малолѣтства, къ чему развитъ былъ его интересъ и что одобряете его
сознаніе, мышленіе и пониманіе. Изъ сказаниаго ясно, что и здѣсь нравст
венное развитіе должно идти рука объ руку съ умственнымъ.