Page 225 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 225
ГлаваГлаваГлаваГлава X.X.X.X. НравственноеНравственноеНравственноеНравственное воспитаніе.воспитаніе.воспитаніе.воспитаніе.
Какпмъ долженъ быть нравственный человѣкъ.—Высшая цѣль воспитанія.—Какъ направить
нравственное воспитаніе, чтобы оно наименѣе уклонялось отъ идеала.—Воспптаніѳ воли.—
Вліяніе воли на тѣло и духъ.—Упражненіе воли не требуетъ дрессировки, а должно вытекать
нзъ законныхт. требованін жизни.—Вѣра въ свои силы и ея значеніе.—Ослабленіе воли.—При
знаки и причины этого явленія.—Въ чемъ заключается воспитаніе характера.—Необходимость
пробуждать сочувствіѳ, состраданіе, интересъ и любовь къ ближнему.—Подавленіѳ низмен
ныхъ инстннктовъ,—Воепрещеніе дѣтямъ истязать животныхъ.—Подавленіе властолюбія и
жадности.—Необходимость удовлетворять природному стремленію ребенка къ дѣятельноети.—
На какія занятія должно направлять дѣятельность ребенка до школьнаго возраста.—Подража
ніе.—Насколько эта черта дѣтскаго характера должна вызывать осмотрительность воспита
телей.—Возможно ли при восіштаніи обойтись безъ наказаній.—Сущность тёоріи ѳстествен
ныхъ наказаній.—Насколько состоятельна эта теорія.—Примѣръ восіштанія семьи пзъ дѣй
ствительноЯ жизни.
Въ нашемъ очеркѣ о нравственномъ воспитаніи читатель не найдетъ ни
предписаній, ни правилъ, какъ исправлять дѣтей отъ того или другаго по
рока. Въ дѣтскихъ недостаткахъ, несомнѣнно, очень много обгдаго, но ихъ
оттѣнки и условія, при которыхъ они являются, такъ разнообразны, что
однимъ и тѣмъ же средствомъ исправлять двухъ дѣтей рѣшительно невоз
можно. Даже и при совершенно одинаковой житейской обстановке, невиди
мому черезъ чуръ строгая мѣра для одного такъ ничтожна для другого, что
не оказываетъ на него никакого дѣйствія. Къ тому же, при индивидуаль
ныхъ особенностяхъ каждаго питомца и при такой сложной физической и
психической организации, какою награждаетъ природа ребенка, едва ли воз
можно выработать совершенно точныя и опредѣленныя правила для воспита
нія. Вопросы нравственнаго и умственнаго воспитанія мы разсматриваемъ
вообще и стараемся познакомить нашихъ читателей съ ними настолько, на
сколько они разработаны въ современной педагогіи и психологіи, указываемъ
примѣры того, какъ тѣ или другіе вопросы, тѣ или другія теоріи примѣня
ются у насъ на практикѣ, какіе результаты получаются отъ этого примѣне
пія, насколько безнравственно и вредно, полезно или безполезно то или
другое направленіе воспитанія съ физіологической и этической точки зрѣнія.
Что же такое нравственное воспитаніе?
Прежде чѣмъ говорить о нравственномъ воспитаніи, спросимъ себя, что
такое нравственный человѣкъ. Обратитесь съ этимъ вопросомъ къ нѣсколь
кимъ людямъ, и вы получите совершенно различныя опредѣленія. Разные
классы общества совсѣмъ не сходятся между собою въ своихъ идеалахъ, въ
своихъ понятіяхъ о нравственности. Идеалъ женщины въ небогатомъ кругу■—
любящая мать и жена, которой близки общественные интересы, которая
14