Page 225 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 225

ГлаваГлаваГлаваГлава X.X.X.X. НравственноеНравственноеНравственноеНравственное воспитаніе.воспитаніе.воспитаніе.воспитаніе.


   Какпмъ долженъ быть нравственный человѣкъ.—Высшая цѣль воспитанія.—Какъ направить
   нравственное воспитаніе, чтобы оно наименѣе уклонялось отъ идеала.—Воспптаніѳ воли.—
   Вліяніе воли на тѣло и духъ.—Упражненіе воли не требуетъ дрессировки, а должно вытекать
   нзъ законныхт. требованін жизни.—Вѣра въ свои силы и ея значеніе.—Ослабленіе воли.—При­
   знаки и причины этого явленія.—Въ чемъ заключается воспитаніе характера.—Необходимость
   пробуждать сочувствіѳ, состраданіе, интересъ и любовь къ ближнему.—Подавленіѳ низмен­
   ныхъ инстннктовъ,—Воепрещеніе дѣтямъ истязать животныхъ.—Подавленіе властолюбія и
   жадности.—Необходимость удовлетворять природному стремленію ребенка къ дѣятельноети.—
   На какія занятія должно направлять дѣятельность ребенка до школьнаго возраста.—Подража­
   ніе.—Насколько эта черта дѣтскаго характера должна вызывать осмотрительность воспита­
   телей.—Возможно ли при восіштаніи обойтись безъ наказаній.—Сущность тёоріи ѳстествен­
   ныхъ  наказаній.—Насколько состоятельна эта теорія.—Примѣръ восіштанія семьи пзъ дѣй­
                                  ствительноЯ жизни.

        Въ нашемъ очеркѣ о нравственномъ воспитаніи читатель не найдетъ ни
   предписаній, ни правилъ, какъ исправлять дѣтей отъ того или другаго по­
   рока. Въ дѣтскихъ недостаткахъ, несомнѣнно, очень много обгдаго, но ихъ
   оттѣнки и условія, при которыхъ они являются, такъ разнообразны, что
   однимъ и тѣмъ же средствомъ исправлять двухъ дѣтей рѣшительно невоз­
   можно. Даже и при совершенно одинаковой житейской обстановке, невиди­
   мому черезъ чуръ строгая мѣра для одного такъ ничтожна для другого, что
   не оказываетъ на него никакого дѣйствія. Къ тому же, при индивидуаль­
   ныхъ особенностяхъ каждаго питомца и при такой сложной физической и
   психической организации, какою награждаетъ природа ребенка, едва ли воз­
   можно выработать совершенно точныя и опредѣленныя правила для воспита­
   нія. Вопросы нравственнаго и умственнаго воспитанія мы разсматриваемъ
   вообще и стараемся познакомить нашихъ читателей съ ними настолько, на­
   сколько они разработаны въ современной педагогіи и психологіи, указываемъ
   примѣры того, какъ тѣ или другіе вопросы, тѣ или другія теоріи примѣня­
   ются у насъ на практикѣ, какіе результаты получаются отъ этого примѣне­
   пія,  насколько безнравственно и вредно, полезно или безполезно то или
   другое направленіе воспитанія съ физіологической и этической точки зрѣнія.
        Что же такое нравственное воспитаніе?
        Прежде чѣмъ говорить о нравственномъ воспитаніи, спросимъ себя, что
   такое нравственный человѣкъ. Обратитесь съ этимъ вопросомъ къ нѣсколь­
   кимъ людямъ, и вы получите совершенно различныя опредѣленія. Разные
   классы общества совсѣмъ не сходятся между собою въ своихъ идеалахъ, въ
   своихъ понятіяхъ о нравственности. Идеалъ женщины въ небогатомъ кругу■—
   любящая    мать и жена, которой близки общественные интересы, которая
                                                                          14
   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230