Page 240 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 240

— 224 —

    ваетъ родителей и воспитателей быть осмотрительными и стараться пред­
    ставлять для дѣтей образцы болѣе или менѣе достойные подражанія.
         Безнравственность ребенка, его раздражительность, капризы, лѣность и
    множество другихъ дурныхъ склонностей, даже пороки позднѣйшаго періода
    жизни въ сильной степени происходятъ оттого, что дѣти до школьнаго воз­
    раста привыкаютъ къ пустой, праздной жизни, которой и предаются впослѣд­
    ствіи все болѣе и болѣе. Если воспитатель не находитъ для ребенка под­
    ходящей дѣятельности, онъ вынуждаетъ его вести неправильную, скучную
    жизнь, болѣе всего побуждающую къ сквернымъ шалостямъ и. вмѣстѣ съ
    тѣмъ кладетъ фундамента для безпутной жизни въ будущемъ. Это великое
    преступленіе уже потому, что природа­мать вложила въ дѣтскую душу живое,
    горячее стремленіе къ дѣятельности. Ребенокъ, неисковерканный до мозга
    костей, съ пеленокъ только и повторяетъ на разные лады: „дай мнѣ какую
    нибудь работу", „дай мнѣ что нибудь подѣлать", „я хочу тебѣ помочь".
    „Какъ мнѣ скучно!" твердятъ тѣ изъ нихъ, которые кромѣ куколъ ничего не
    брали въ руки. „Всего лучше", говорить Бенекё, извѣстяый педагогъ и психо­
    логъ, „если ребенокъ пріучается заглушать свое неудовольствіе, погружаясь
    въ какое нибудь самостоятельное занятіе; это средство должно считаться
    самымъ дѣйствительнымъ и. для взрослаго и потому должно быть усвоено
    ребенкомъ какъ можно раньше, глубже и вѣрнѣе, и стремленіе ребенка къ
    занятію заслуживаешь особеннаго вниманія со стороны воспитателя; его не­
    обходимо удовлетворять. Всякій, кто внимательно наблюдалъ надъ дѣтьми,
    долженъ знать, что большая часть ихъ шалостей происходить отъ скуки, или,
    выражаясь точнѣе, отъ скопленія разнообразныхъ силъ, нуждающихся въ
    употребленіи. Стремленіе видѣть, слышать и жажда работы для рукъ требу­
    ютъ удовлетворенія, какъ и стремленіе желудка переваривать пищу. Если
    же эти стремленія не удовлетворены, то они скопляются, производятъ извѣст­
    ное безпокойство и ищутъ исхода. Взрослые рѣже подвергаются такому со­
    стоянію, потому что кругъ ихъ представленій шире и скорѣе можетъ доста­
    вить исходъ вновь образующимся силамъ. Если же этого нѣтъ, то и у взрос­
    лаго мы замѣчаеыъ то же безпокойство, тоску, метаніе изъ стороны въ сто­
    рону, и это состояніе можетъ достигнуть такой силы, что человѣкъ безъ вся­
    кой видимой причины доходить до отчаянія".
         И такъ, на воспитателѣ лежитъ обязанность, быть можетъ, важнѣйшая
    изъ всѣхъ, доставлять занятія ребенку, покуда тотъ ихъ не можетъ доста­
    вить себѣ самъ. Эти занятія кладутъ начало всѣмъ хорошимъ привычкамъ.
         Задача воспитателя найти такой трудъ, который бы удовлетворялъ разно­
    образнымъ склонностямъ ребенка, развивалъ бы всѣ его душевныя силы.
    Слѣдовательно, самымъ воспитательнымъ, самымъ дѣйствительнымъ средствомъ
    противъ огромнаго числа дѣтскихъ пороковъ является трудъ, доступный воз­
    расту дитяти* и его силамъ.
         Всего болѣе необходимымъ для нравственнаго преуспѣянія дѣтей до школь­
    наго возраста мысчитаемъ: 1) физическій труді, 2) посильная домашняя обыден­
    ная работа, какъ помощь окруоюающимъ и какъ основа будущей самостоятель­
    ности, 3) наблюдения надъ окружающею природою и жизнью и 4) фребелев­
    скія занятія. О занятіяхъ перваго и втораго рода мы достаточно говорили
    въ очеркѣ о привычкѣ; наблюденіямъ ребенка надъ жизнью и природоЕО
    посвящена слѣдующая глава; что касается        фребелевскихъ занятій, то имъ
    отведено въ этой книгѣ нѣсколько очерковъ.
         Нужны­ли наказанія, а если нужны, то какъ и въ какихъ случаяхъ
   235   236   237   238   239   240   241   242   243   244   245