Page 241 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 241

— 225 —

   ихъ примѣнять? Вотъ наиболѣе существенный вопросъ нравственнаго воспи­
   танія, сильно занимающій воспитателей.
         Въ историческомъ очеркѣ о вліяніи крѣпостнаго права на складъ харак­
   тера русскаго человѣка, мы уже говорили о вредѣ тѣлесныхъ наказаній для
   здоровья дѣтей и для ихъ нравственности, а потому здѣсь мы и не будемъ
   повторять сказаннаго. Въ самый горячій періодъ примѣненія этого постыд­
   наго педагогическаго возмездія уже раздавались голоса противъ этого пагуб­
   наго средства. Явились и писатели, предлагающіе это постыдное гнаказаніе
   замѣнить другимъ, менѣе унизительнымъ для человѣческаго достоинства. Между
   всѣми проектами и теоріями этого рода особенно замѣчательна теорія есте­
   ственныхъ наказаній.
         Сущность естественныхъ наказаній заключается въ томъ, что ребенокъ
   долженъ чувствовать и отвѣчать за всѣ послѣдствія своихъ дурныхъ поступ­
   ковъ. Въ силу этого принципа воспитатель не придумываетъ наказанія, а
   беретъ слѣдствіе поступка и во всей простотѣ примѣняетъ его къ ребенку.
   Жанъ­Жакъ Руссо, рядомъ блистательныхъ аргументовъ, а иногда и софиз­
   мовъ, первый сталъ превозносить теорію естественнаго воспитанія и теорію
   естественнаго наказанія. Въ то время всѣ теоріи Руссо имѣли страстныхъ
   послѣдователей и поклонниковъ, и это понятно: „Emile ou de l'education"
   Руссо былъ первымъ лучемъ свѣта въ темномъ царствѣ педагогическихъ идей,
   и его теорію естественнаго наказанія долго примѣняли лучшіе, образованные
   люди. Въ послѣднее время значеніе ея стало замѣтно ослабѣвать, какъ вдругъ,
   лѣтъ 20­ть тому назадъ, она воскресла съ новою силой: причиною этого было
   то, что она нашла себѣ защитника въ лицѣ Спенсера. Вскорѣ послѣ выхода
   книги Спенсера о воспитаніи, теорію эту стали выдавать за нѣчто новое,
   опять стали увлекаться ею и примѣнять на практикѣ. Вотъ какъ понималъ
   Руссо теорію естественнаго наказанія: „il не faut jamais infliger анх enfants
   le chatiment comme chatiment, mais il doit toujours leur arriver comme une
   suite naturelle de leur mauvaise action", т. е. никогда не слѣдуетъ наказывать
   дѣтей ради наказанія, но оно должно быть естественнымъ слѣдствіемъ дурнаго
   поступка.
        Не   думайте, чтобы Спенсеръ свою теорію естественныхъ наказаній
   строилъ на какихъ нибудь научныхъ данныхъ, какъ это онъ дѣлаетъ въ дру­
   гихъ случаяхъ. Въ своей книгѣ „Умственное, нравственное и физическое
   восиитаніе" онъ по этому поводу просто представляетъ рядъ случаевъ, кото­
   рыми желаетъ убѣдить въ законности своей системы. Вотъ что онъ говоритъ:
   „Если ребенокъ падаетъ или ударяется головою объ столъ, онъ ощущаетъ
   боль, воспоминаніе о которой заставитъ его быть болѣе осторожнымъ. Если онъ
   дотронется до рѣшетки камина, сунетъ руку въ пламя свѣчи, прольетъ кипя­
   токъ на какую­нибудь часть тѣла, обварка или обжогъ, происходящее отъ
   этого, будутъ для него урокомъ, который онъ не скоро забудетъ. Впечатлѣніе,
   производимое однимъ или двумя происшествіями такого рода, такъ глубоко,
   что никто не уговоритъ потомъ ребенка пренебрегать законами своего орга­
   низма". „Это не искусственно и ненужно наложенная боль, а просто благо­
   творное обуздываніе дѣйствій, нарушающихъ тѣлесное благосостояніе, обуз­
   дываніе, безъ котораго жизнь была бы скоро уничтожена вслѣдствіе повре­
   жденій тѣла. Особенность этихъ наказаній, если мы уже должны называть
   ихъ такъ, . лежитъ въ томъ, что они суть непремѣнныя послѣдствія дѣйствій,
   за которыми слѣдуютъ; они ничто иное, какъ нсизбѣокныя реакціи дѣйствій
   ребенка."
        Конечно, самое вѣрное и точное знаніе то, которое непосредственно
                                                                          15151515
   236   237   238   239   240   241   242   243   244   245   246