Page 252 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 252

ГлакаГлакаГлакаГлака XI.XI.XI.XI. ВоспитаніеВоспитаніеВоспитаніеВоспитаніе ума.ума.ума.ума.


   О восіштаніи, которое получаютъ у насъ ыаленькія дѣти.— Могутъ ли они усвонвать школь­
   ння знанія, когда до школы имъ не даютъ правнлыіаго умственнаго развитія.—Къ чему ребе­
   нокъ выказываетъ умственное тяготѣніе съ ранняго возраста.—Важнѣйшія правила при раз­
   шітіп дѣтскаго ума.—Какъ и что елѣдуетъ наблюдать въ прпродѣ и жпзни.—Необходимая
   послѣдовательность въ наблюденіяхъ.—Ребенокъ долженъ наблюдать не только природу, но и
   человѣка.—Необходимо вспоминать наблюдаемое п пересказывать наблюденія.—Къ чему это
   ие'детъ.—Практическія указанія для развитія наблюдательности.—Почему умственно развитые
   люди далеко не всегда бываютъ нравственными.—Можетъ ли правильное умственное развитіе
   не способствовать нравственному совершенствованію человѣка.—Большая часть пороковъ ма­
   ленькихъ дѣтей происходить отъ отсутствія соотвѣтственнаго ихъ возрасту развитія.—При­
            мѣры практическихъ задачъ для наблюденій въ лѣтнее и зимнее время.

        Развивать умъ ребенка обыкновенно начинаютъ у насъ только съ того
   времени, когда его задумаютъ отдать въ школу, т. е. въ 9—10 лѣтъ. Еще
   Песталоцци говорилъ: „До школы дѣтей совершенно предоставляютъ при­
   родѣ, дозволяютъ действовать на нихъ каждому впечатлѣнію чувственной
   жизни, а потомъ вдругъ' всю природу закрываютъ передъ ними: неумолимо
   сгоняютъ ихъ, какъ овецъ, большими стадами, въ душную каморку; на дѣлые
   часы, дни, мѣсяцы и годы приковываютъ ихъ взоръ къ однообразнымъ и во­
   все не заманчивымъ буквамъ и вводятъ въ жизнь, совершенно противупо­
   ложную тому попеченію, какое до того времени имѣла о нихъ природа".
        Съ тѣхъ поръ въ нашемъ домашнемъ воспитаніи ничего не измѣнилось.
   Ребенокъ наслаждается полною свободой безсознательно; но вотъ къ 9—10­тн
   годамъ ­ему все чаще напоминаютъ о томъ, что скоро, скоро пройдетъ его
   блаженство, что онъ уже большой и въ школѣ цѣлый день долженъ будетъ
   сидѣть за книгами. Ребенокъ припоминаетъ прошлое и не молгетъ предста­
   вить себѣ, какъ это онъ усидитъ на. мѣстѣ, когда весною налетитъ изъ теп­
   лыхъ странъ столько хорошенькихъ птичекъ, когда такъ любопытно засма­
   тривать въ ихъ гнѣзда, и какъ это его не будетъ въ шумной толпѣ товари­
   щей, когда тѣ, съ первыми лучами теплаго весенняго солнышка, выбѣгутъ
   на зеленый лужокъ играть въ горѣлки, въ городки, бѣгать въ запуски... И
   всего этого лишиться изъ­за ученья!
        Ребенокъ инстинктивно чувствуетъ, что его дѣтская потребность на­
   слаждаться жизнью вполнѣ законна, и онъ съ ужасомъ и             отвращеніемъ
   думаетъ о своихъ будущихъ школьныхъ занятіяхъ. Зачѣмъ сразу такая ужас­
   ная псремѣна жизни? Зачѣмъ онъ вдругъ долженъ измѣнить всѣмъ своимъ
   привычкамъ? Зачѣмъ, наконецъ, ему это школьное ученье? Не лучше ли
   было бы вѣкъ такъ прожить, какъ ему жилось до сихъ поръ,—вотъ мысли,
   которыя даже по ночамъ тревожатъ ребенка, когда приближается время кступ­
   ленія въ школу.
   247   248   249   250   251   252   253   254   255   256   257