Page 255 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 255

­239 —

   развитіе въ школѣ. Да и мудрено школьнымъ пренодавателямъ заставить по­
   любить свой предметъ, если въ дѣтствѣ, когда въ ребенкЬ такъ сильиа на­
   клонность къ наблюдательности, онъ привыкъ безучастно проходить мимо са*
   мыхъ обыденннхъ явленій. Какъ онъ можетъ внимательно слушать часовой
   урокъ въ классѣ, когда дома его не пріучили ни думать, ни напрягать сво­
   его вниманія и 5 минуть кряду, когда у него не пробужденъ элементарный
   ннтересъ къ предметамъ, которые онъ слушаетъ.
        И такъ, наши главныя неудачи въ воспитаніи происходятъ преимуще­
   ственно отъ того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда ха­
   рактеръ ребенка уже болѣе или менѣе сложился, а умъ, привыкшій къ без­
   дѣйствію, принялъ извѣстное направленіе.
        Давно уже всѣми признано, что соотвѣтственное возрасту умственное
   и нравстенное развитіе должно начинаться съ перваго проявленія сознанія
   въ ребенкѣ; между тѣмъ, страшно подумать, какъ мало заботятся объ этомъ
   даже въ самомъ образованномъ классѣ общества. Будущій историкъ, изучая
   нашу педагогику и дѣтскуго литературу, вѣроятно придетъ въ величайшее
   затрудненіе, какъ изобразить то воспитаніе, которое въ наше время даютъ
   дѣтямъ до школы.
        Однако, что же дѣлаютъ наши родители съ ребенкомъ, пока не заса­
   дятъ его за азбуку? Одни держатся того мнѣнія, что нужно совершенно пре­'
   доставить ребенка самому себѣ, и потому даютъ ему просвѣщаться отъ ла­
   кеевъ, кухарокъ и испорчепныхъ дѣтей его возраста; другіе приглядываютъ
   и сами за дѣтьми, но вся ихъ забота ограничивается тѣмъ, что они не жа­,
   лѣютъ денегъ на покупку игрушекъ и заставляютъ зубрить французскія и нѣ­І
   мецкія слова и басни. Въ большинствѣ случаевъ дѣтей совершенно сдаютъ
   па рукн нянькамъ. Няня добра и услужлива, игрушки прелестны; но въ два,
   три дня она успѣла передать весь запасъ своихъ разсказовъ и придуманныхъ
   ею игръ, и начинаетъ повторяться. Игрушки изломаны и не утѣшаютъ дѣтей,
   а покупать все новыя невозможно: при малой изобрѣтательности нашихъ
   нгрушечныхъ мастеровъ, можно предложить ребенку только тоже самое, что
   уже разъ было ему куплено, да и не каждый въ состояніи затрачивать на
   игрушки болыпія деньги. Дѣти нестерпимо скучаютъ, пристаютъ къ стар­
   шимъ, не знаютъ, что дѣлать. При строгости родителей, требующихъ чтобы
   дѣти имъ не докучали, они дѣйствительно скоро перестаютъ просить пере­
   мѣны занятій, и, мало по малу, притупляется ихъ ­живость. Дѣти мирятся съ
   своимъ   положеніемъ и вяло, безжизенно, тупо проходитъ день за днемъ
   дѣтская жизнь, угасаютъ навсегда творчество и другія способности.
        Странныя понятія сложились у насъ, даже въ интеллигентной средѣ,
   объ умственномъ развитіи дитяти до школьнаго возраста! Въ то время, когда
   элементарный понятія о гигіенѣ и о физическомъ уходѣ за дѣтьми вошли въ
   плоть и кровь образованныхъ людей русскаго общества, необходимость ум­
   ственнаго развитія дѣтей до школьнаго возраста или совершенно отрицается,
   или каждый ведетъ его, какъ кому Богъ на душу положить.
        — Ахъ, какой онъ понятливый! представьте, сегодня..., говоритъ мать
   каждому гостю, и при этомъ начинается исчисленіе всѣхъ премудростей ди­
   тяти. „Смотрите, не переучите", глубокомысленно замѣчаютъ ей. И въ силу
   того, что дѣтей можно переучить, переутомить, ихъ совсѣмъ не развиваютъ,
   хотя развитіе и переучиваніе ничего общаго между собой не нмѣютъ. И ни­
   кому не приходить при этомъ въ голову, что вѣдь и перекормить можно, но
   всякій знаетъ, что нельзя же изъ за этого ребенка вовсе не кормить, скажу
   болѣе: теперь уже извѣстно, что перекармливаніе менѣе вредно, чѣмъ недо­
   250   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260