Page 255 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 255
239 —
развитіе въ школѣ. Да и мудрено школьнымъ пренодавателямъ заставить по
любить свой предметъ, если въ дѣтствѣ, когда въ ребенкЬ такъ сильиа на
клонность къ наблюдательности, онъ привыкъ безучастно проходить мимо са*
мыхъ обыденннхъ явленій. Какъ онъ можетъ внимательно слушать часовой
урокъ въ классѣ, когда дома его не пріучили ни думать, ни напрягать сво
его вниманія и 5 минуть кряду, когда у него не пробужденъ элементарный
ннтересъ къ предметамъ, которые онъ слушаетъ.
И такъ, наши главныя неудачи въ воспитаніи происходятъ преимуще
ственно отъ того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда ха
рактеръ ребенка уже болѣе или менѣе сложился, а умъ, привыкшій къ без
дѣйствію, принялъ извѣстное направленіе.
Давно уже всѣми признано, что соотвѣтственное возрасту умственное
и нравстенное развитіе должно начинаться съ перваго проявленія сознанія
въ ребенкѣ; между тѣмъ, страшно подумать, какъ мало заботятся объ этомъ
даже въ самомъ образованномъ классѣ общества. Будущій историкъ, изучая
нашу педагогику и дѣтскуго литературу, вѣроятно придетъ въ величайшее
затрудненіе, какъ изобразить то воспитаніе, которое въ наше время даютъ
дѣтямъ до школы.
Однако, что же дѣлаютъ наши родители съ ребенкомъ, пока не заса
дятъ его за азбуку? Одни держатся того мнѣнія, что нужно совершенно пре'
доставить ребенка самому себѣ, и потому даютъ ему просвѣщаться отъ ла
кеевъ, кухарокъ и испорчепныхъ дѣтей его возраста; другіе приглядываютъ
и сами за дѣтьми, но вся ихъ забота ограничивается тѣмъ, что они не жа,
лѣютъ денегъ на покупку игрушекъ и заставляютъ зубрить французскія и нѣІ
мецкія слова и басни. Въ большинствѣ случаевъ дѣтей совершенно сдаютъ
па рукн нянькамъ. Няня добра и услужлива, игрушки прелестны; но въ два,
три дня она успѣла передать весь запасъ своихъ разсказовъ и придуманныхъ
ею игръ, и начинаетъ повторяться. Игрушки изломаны и не утѣшаютъ дѣтей,
а покупать все новыя невозможно: при малой изобрѣтательности нашихъ
нгрушечныхъ мастеровъ, можно предложить ребенку только тоже самое, что
уже разъ было ему куплено, да и не каждый въ состояніи затрачивать на
игрушки болыпія деньги. Дѣти нестерпимо скучаютъ, пристаютъ къ стар
шимъ, не знаютъ, что дѣлать. При строгости родителей, требующихъ чтобы
дѣти имъ не докучали, они дѣйствительно скоро перестаютъ просить пере
мѣны занятій, и, мало по малу, притупляется ихъ живость. Дѣти мирятся съ
своимъ положеніемъ и вяло, безжизенно, тупо проходитъ день за днемъ
дѣтская жизнь, угасаютъ навсегда творчество и другія способности.
Странныя понятія сложились у насъ, даже въ интеллигентной средѣ,
объ умственномъ развитіи дитяти до школьнаго возраста! Въ то время, когда
элементарный понятія о гигіенѣ и о физическомъ уходѣ за дѣтьми вошли въ
плоть и кровь образованныхъ людей русскаго общества, необходимость ум
ственнаго развитія дѣтей до школьнаго возраста или совершенно отрицается,
или каждый ведетъ его, какъ кому Богъ на душу положить.
— Ахъ, какой онъ понятливый! представьте, сегодня..., говоритъ мать
каждому гостю, и при этомъ начинается исчисленіе всѣхъ премудростей ди
тяти. „Смотрите, не переучите", глубокомысленно замѣчаютъ ей. И въ силу
того, что дѣтей можно переучить, переутомить, ихъ совсѣмъ не развиваютъ,
хотя развитіе и переучиваніе ничего общаго между собой не нмѣютъ. И ни
кому не приходить при этомъ въ голову, что вѣдь и перекормить можно, но
всякій знаетъ, что нельзя же изъ за этого ребенка вовсе не кормить, скажу
болѣе: теперь уже извѣстно, что перекармливаніе менѣе вредно, чѣмъ недо