Page 254 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 254
— 238 —
номъ и нравственномъ отношеніи онъ падаетъ «се ниже и ниже. Учителя
считаютъ его мерзкимъ мальчишкой и отпѣтымъ лѣнтяемъ, товарищи отно
сятся къ нему съ презрѣніемъ и боятся входить съ нимъ въ дружбу,
чтобы не компрометировать себя. Тогда домашніе хватаются за послѣднія
средства: не жалѣя врасокъ и не стѣсняясь присутствіемъ постороннихъ,
разсказываютъ имъ о дурномъ поведеніи ребенка, о его пошлыхъ нродѣл
кахъ, о томъ презрѣніи, которое онъ внушаетъ къ себѣ въ заведеніи. У ре
бенка навертываются слезы, но онъ скоро научится ихъ проглатывать, подав
ляя въ себѣ чувство стыда; затѣмъ и оно пройдетъ, и наступить полная при
тупленность нравственныхъ чувствъ, совершенное отсутствіе конфузливости
и стыдливости. При подобномъ воспитаніи еще болѣе удачный исходъ бы
ваетъ въ такомъ случаѣ, когда найдется въ домѣ хотя одна живая душа,
обыкновенно въ видѣ няньки, которая подмѣтитъ въ дитяти добрыя качества
и искренно къ нему привяжется. Согрѣтый ласкою, онъ, если и не дѣлается
лучше, то по крайней мѣрѣ добродушно относится къ окружающему; изъ
пего впослѣдствіи выйдетъ можетъ быть и безпутный забулдыга, но, что на
зывается, добрый малый. Въ противномъ случаѣ, когда ребенокъ видитъ, что
исѣ о немъ дурнаго мнѣнія, самолюбіе его все болѣе страдаетъ. Онъ прй
выкаетъ серьезно ненавидѣть всѣхъ людей безъ разбора, ловко прикрываетъ себя
впослѣдствіи маскою добродѣтели и при случаѣ не задумается, не разбирая
средствъ, выместить злобу.
Отчего все это происходитъ? Какъ же вы, заботливыя матери, испытавъ
столько тревогъ и истративъ столько денегъ при переводныхъ экзаменахъ
ребенка, вы, отцы, столь щедрые на всякія родительскія увѣщанія, все таки
не способствовали тому, чтобы ребенокъ всегда счастливо переходилъ изъ
класса въ классъ, и теперь, іюложа руку на сердце, не можете сказать,
что юноша пойдетъ правильной дорогой, что изъ него выйдетъ честный че
ловѣкъ, дѣльный труженикъ? Вы вините школу и, какъ одно изъ неотрази
мыхъ доказательствъ, приводите то, что она не съумѣла привлечь его къ
серьезнымъ занятіямъ, не внушила ему любви къ наукѣ.
Было бы линшимъ распространяться о томъ, что наша школа не удовле
творяем разумнымъ требованіямъ, но намъ кажется, что, даже и при иде
альномъ устройствѣ, ея задачею должно быть не столько первоначальное
умственное и нравственное развитіе, сколько болѣе широкая цѣль—воспиты
вать будущаго общественнаго дѣятеля и гражданина и давать основательныя
знанія. Если подъ надзоромъ любящихъ родителей мало по малу укрѣпятся
въ ребенкѣ, сначала инстинктивно, а потомъ и сознательно, честныя нравст
венныя и интеллектуальныя привычки, то и въ школѣ у него несравненно
легче могутъ развиться добрыя стремленія и горячая любовь къ наукѣ, кото
рыя однѣ только впослѣдствіи и поддержатъ его въ тяжелой житейской борьбѣ.
Можетъ ли преподаватель исторіи и литературы заставить понять и созна
тельно полюбить историческихъ дѣятелей и тружениковъ, отдавшихъ среди
страданій всю свою жизнь на служеніе обществу, если до 10—12 лѣтъ маль
чикъ еще не понимаетъ совершенно сознательно, что скверно и глупо под
толкнуть на улицѣ лотокъ бѣдной торговки. Такой ребенокъ, и сдѣлавшись
взрослымъ, никогда не пойметъ лучшихъ стремленій общества, никогда не бу
детъ работать заодно съ лучшими его представителями. Что касается умст
веннаго развитія, то мы положительно ыожемъ сказать, что если дома, до
вступленія въ школу, ребенку не дали разумной подготовки, то и потомъ
развѣ только особенно талантливый можетъ пріобрѣсть основательныя знанія.
При нашей школьной программѣ намъ мало можно надѣяться на умственное