Page 254 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 254

— 238 —

   номъ и нравственномъ отношеніи онъ падаетъ «се ниже и ниже. Учителя
   считаютъ его мерзкимъ мальчишкой и отпѣтымъ лѣнтяемъ, товарищи отно­
   сятся  къ нему    съ презрѣніемъ и боятся входить съ нимъ въ дружбу,
   чтобы не компрометировать себя. Тогда домашніе хватаются за послѣднія
   средства: не жалѣя врасокъ и не стѣсняясь присутствіемъ постороннихъ,
   разсказываютъ имъ о дурномъ поведеніи ребенка, о его пошлыхъ нродѣл­
   кахъ, о томъ презрѣніи, которое онъ внушаетъ къ себѣ въ заведеніи. У ре­
   бенка навертываются слезы, но онъ скоро научится ихъ проглатывать, подав­
   ляя въ себѣ чувство стыда; затѣмъ и оно пройдетъ, и наступить полная при­
   тупленность нравственныхъ чувствъ, совершенное отсутствіе конфузливости
   и стыдливости. При подобномъ воспитаніи еще болѣе удачный исходъ бы­
   ваетъ въ такомъ случаѣ, когда найдется въ домѣ хотя одна живая душа,
   обыкновенно въ видѣ няньки, которая подмѣтитъ въ дитяти добрыя качества
   и искренно къ нему привяжется. Согрѣтый ласкою, онъ, если и не дѣлается
   лучше, то по крайней мѣрѣ добродушно относится къ окружающему; изъ
   пего впослѣдствіи выйдетъ можетъ быть и безпутный забулдыга, но, что на­
   зывается, добрый малый. Въ противномъ случаѣ, когда ребенокъ видитъ, что
   исѣ о немъ дурнаго мнѣнія, самолюбіе его все болѣе страдаетъ. Онъ прй­
   выкаетъ серьезно ненавидѣть всѣхъ людей безъ разбора, ловко прикрываетъ себя
   впослѣдствіи маскою добродѣтели и при случаѣ не задумается, не разбирая
   средствъ, выместить злобу.
        Отчего все это происходитъ? Какъ же вы, заботливыя матери, испытавъ
   столько тревогъ и истративъ столько денегъ при переводныхъ экзаменахъ
   ребенка, вы, отцы, столь щедрые на всякія родительскія увѣщанія, все таки
   не способствовали тому, чтобы ребенокъ всегда счастливо переходилъ изъ
   класса въ классъ, и теперь, іюложа руку на сердце, не можете сказать,
   что юноша пойдетъ правильной дорогой, что изъ него выйдетъ честный че­
   ловѣкъ, дѣльный труженикъ? Вы вините школу и, какъ одно изъ неотрази­
   мыхъ доказательствъ, приводите то, что она не съумѣла привлечь его къ
   серьезнымъ занятіямъ, не внушила ему любви къ наукѣ.
        Было бы линшимъ распространяться о томъ, что наша школа не удовле­
   творяем разумнымъ требованіямъ, но намъ кажется, что, даже и при иде­
   альномъ устройствѣ, ея задачею должно быть не столько первоначальное
   умственное и нравственное развитіе, сколько болѣе широкая цѣль—воспиты­
   вать будущаго общественнаго дѣятеля и гражданина и давать основательныя
   знанія. Если подъ надзоромъ любящихъ родителей мало по малу укрѣпятся
   въ ребенкѣ, сначала инстинктивно, а потомъ и сознательно, честныя нравст­
   венныя и интеллектуальныя привычки, то и въ школѣ у него несравненно
   легче могутъ развиться добрыя стремленія и горячая любовь къ наукѣ, кото­
   рыя однѣ только впослѣдствіи и поддержатъ его въ тяжелой житейской борьбѣ.
   Можетъ ли преподаватель исторіи и литературы заставить понять и созна­
   тельно полюбить историческихъ дѣятелей и тружениковъ, отдавшихъ среди
   страданій всю свою жизнь на служеніе обществу, если до 10—12 лѣтъ маль­
   чикъ еще не понимаетъ совершенно сознательно, что скверно и глупо под­
   толкнуть на улицѣ лотокъ бѣдной торговки. Такой ребенокъ, и сдѣлавшись
   взрослымъ, никогда не пойметъ лучшихъ стремленій общества, никогда не бу­
   детъ работать заодно съ лучшими его представителями. Что касается умст­
   веннаго развитія, то мы положительно ыожемъ сказать, что если дома, до
   вступленія въ школу, ребенку не дали разумной подготовки, то и потомъ
   развѣ только особенно талантливый можетъ пріобрѣсть основательныя знанія.
   При нашей школьной программѣ намъ мало можно надѣяться на умственное
   249   250   251   252   253   254   255   256   257   258   259