Page 256 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 256

— 240 —

   кармливаніе. Съѣвши лишнее, дѣти страдаютъ разстройствомъ ;келудка, который
   легко излечивается, если только это перекармливаніе не будутъ производить
   систематично; недокармливаніе же дѣтей' дѣлаетъ ихъ малокровными, что со­
   провождается болѣе тяжкими послѣдствіями и труднѣе излечивается. То же
   самое можетъ быть и при умственномъ воспитаніи: переутомленіе мозга ги­
   бельно отражается на здоровьѣ ребенка, н такъ же гибельно можетъ отра­
    зиться во всѣхъ сферахъ будущей дѣятельности человѣка отсутствіе умствен­
    наго развитія его въ дѣтствѣ. Да наконецъ, почему же умственное развитіе
    маленькихъ дѣтей заслуживает! со стороны воспитателей менынаго вниманія,
    чѣмъ физическій уходъ? Неужели духовная жизнь дитяти менѣе важна, чѣмъ
    его физическое благосостояніе? Умственно неразвитой человѣкъ, какъ мы уже
    говорили, не всегда можетъ долго благоденствовать и тѣлесно.
         Что же слѣдуетъ подразумѣвать подъ умственнымъ развитіемъ дитяти?
   \Дать разумное и соотвѣтственное возрасту содержаніе жизни — значитъ дать
   {правильное, соотвѣтственное возрасту умственное развитіе. Такое умственное
    развитіе не разстраиваетъ здоровья, а укрѣпляетъ его, развиваетъ одновре­
    менно нравственныя свойства дитяти и пробуждаетъ въ немъ бодрое и веселое
    душевное настроеніе. Польза такого настроенія, какъ мы указывали уже
    выше, особенно важна для маленькихъ дѣтей потому, что запасъ ихъ жиз­
    ненныхъ силъ не великъ и ихъ жизненная энергія, впечатлительность и дѣ­
    ятельность кровообращенія преимущественно вызываются веселымъ и радост­
    нымъ настроеніемъ.
         Мы говорили выше о томъ, что изъ научныхъ занятій не слѣдуетъ
  k: дѣлать забавы, какъ то думали многіе еще недавно, но наукою и научными
    предметами занимаются въ болѣе позднемъ возрастѣ, мы же имѣемъ въ виду
    дѣтей до школьнаго возраста; все, съ чѣмъ приходится знакомиться такимъ
    дѣтямъ, все, что они должны наблюдать, развивая умственно, должно въ то
    же время приносить имъ удовольствіе, радость, веселье.
         Но что означаетъ дать разумное содержаніе жизни ребенка до школь­
    наго возраста? Это означаетъ умѣнье подъискать въ обстановкѣ не только
    человѣка зажиточнаго, но и бѣдняка—матеріалъ, пригодный для разнообраз­
    ныхъ занятій ребенка, для его игръ, упраэюненій и усовершенствования орш­
    новъ внѣшншъ чувство, а также для развитія его наблюдателъностгі надо
    окружающею жизнью и природою. Этотъ матеріалъ долженъ быть доступенъ
    дѣтскому возрасту, одинаково полезенъ для развитія его ума, сердца и укрѣ­
    пленія его здоровья, долженъ давать ему добрые навыки въ трудолюбіи,
    самообладаніи и терпѣніи и представлять въ то же время пріятное и зани­
    мательное времяпрепровоя*деніе.
         Дайте разумное содеряганіе жизни дѣтей до школьнаго возраста, и они
    у васъ не будутъ ни тупыми, ни вялыми, ни разсѣянными, ни скучающими,
    ни лѣнивыми, ни безнравственными; но такихъ результатовъ, разумѣется,
    можно достигнуть лишь въ томъ случаѣ, если въ ребенкѣ нѣтъ уже прирож­
    денной тупости или какихъ бы то ни было наслѣдственныхъ или благопрі­
    обрѣтенныхъ аномалій.    Если воспитатель дастъ должное направленіе жи­
    вости впечатлѣній ребенка и его стремленію къ         дѣятельности, пріучитъ
    его употреблять съ пользою для головы, рукъ и эстетическаго развитія
    каждый упавшій листокъ съ дерева, каждый брошенный на землю прутикъ,
    деревянный обрубокъ, кусокъ бумаги, обрѣзокъ матеріи, такой питомецъ
    будетъ полезнымъ и честнымъ работникомъ на всякомъ поприщѣ дѣятель­
    ности, у такого будетъ развитъ широкій интересъ ко всему окружающему,
    онъ наконецъ и впослѣдствіи найдетъ въ себѣ достаточно силы и энергіи,
   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260   261