Page 261 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 261

— 245 —

   дѣвочки происходятъ отъ ея крайней неразвитости, тѣ даже обидѣлись. — „По­
   чему такъ вдругъ неразвитая? Ребепокъ какъ ребенокъ: придетъ время учиться,
   будетъ не хуже другихъ".—Лярская доказала имъ, что дѣвочка, сравнительно
   съ подростками своихъ лѣтъ, не можетъ сдѣлать ни одного наблюденія надъ
   обыденными предметами, не имѣетъ ни одного самостоятельнаго сужденія,
   обыкновенно только повторяетъ послѣднія слова чужой фразы и что говоръ
   ея мнимый. Между тѣмъ дѣвочка была не безъ способностей; оставленная у
   Лярской на годъ, она безъ всякихъ наказаній, въ какіе­ нибудь мѣсяцевъ
   шесть перестала красть, лгать и драться. Развитіе заставило ее инстинктивно
   понять, что ложь ея была глупа, очевидна и почти всегда безцѣльна. Разви­
   тіе дало ей больше изобрѣтательности, а хорошее общество трудолюбивыхъ
   дѣтей помогло съ пользою употребить эту способность.
        Какое бы поприще дѣятельности ни избралъ себѣ человѣкъ, умственное
   развитіе всегда будетъ имѣть огромное значеніе; такъ же велико его значеніе
   и для личной жизни. Ничто такъ не скрашиваетъ жизни, не облагораживаетъ
   душу, какъ умственный трудъ. Крафть­Эбингъ вполнѣ правъ, говоря: „Люди
   высшихъ слоевъ общества, не избравшіе, вслѣдствіе своего богатства, никакой
   карьеры и незнакомые съ радостями и трудностями серьезнаго умственнаго
   труда, вполнѣ достойны сожалѣнія. Они стремятся только къ наслажденіямъ,
   по истинное наслажденіе безъ труда немыслимо. Результатомъ такой безсо­
   держательной жизни является пресыщеніе и разочарованіе, которыя ведутъ къ
   нравственному и физическому разслабленію. Умственный трудъ есть одно
   изъ главныхъ условій гигіены души. Если онъ не превышаетъ силъ даннаго
   лица и выполняется добровольно, онъ разнообразить жизнь, способствуетъ
   сохраненію здоровья и веселому расположенію духа.­ Удрученный горемъ и
   заботами находитъ въ такихъ занятіяхъ утѣшеніе и отдыхъ".
        И Милль также горячо доказываетъ великое значеніе умственнаго раз­
   нитія. „Послѣ себялюбія", говоритъ онъ, „главная причина недовольства жиз­
   нію—недостатокъ умственнаго развитія. Развитіе ума, не говорю философ­
   ское, но по крайней мѣрѣ такое, которое бы раскрывало человѣку источники
   ннанія и дѣлало его способнымъ къ умственному труду, такое развитіе пре­
   вращаетъ въ неистощимый источникъ интереса все окружающее: и предметы
   природы, и произведенія искусства, и созданія поэзіи, и событія исторіи, и
   нрошедшія, и настоящія, и будущія судьбы человѣчества". („Утилитаріанизмъ",
   стр. 33).
        Для того, чтобы юноша не формально, а серьезно и основательно зани­
   мался въ учебномъ заведеніи, подготовлялъ себя не только для диплома, но
   и для разумной жизни, для того чтобы впослѣдствіи онъ могъ быть человѣ­
   комъ съ самостоятельною мыслію и имѣлъ бы возможность успѣшно зани­
   маться какою бы то ни было умственною дѣятельностыо,—пробудите въ немъ
   интересъ къ окружающему въ періодъ жизни до гакольнаго возраста. Если
   воспитатель не съумѣетъ развить этого свойства въ ту пору, когда въ ребенкѣ
   только начинаете пробуждаться наблюдательность ко всему окружающему,
   имѣющая такое громадное значеніе для всей психической жизни человѣка,
   то умственныя способности ребенка постепенно притупляются, и, сдѣлавшись
   школьникомті , онъ равнодушно будетъ смотрѣть на Божій міръ.
   у    Желая умственно развить своего питомца, воспитатель не долженъ те­
   рять ни одного дня, благопріятнаго для прогулки съ ребенкомъ, съ цѣлію
   пробужденія его наблюдательности, вниманія и интереса къ природѣ. Если
   есть какая нибудь возможность, пусть воспитатель отведетъ ребенку неболь­
   шой клочекъ земли, разобьетъ па немъ грядки и обработываетъ его сообща
   256   257   258   259   260   261   262   263   264   265   266