Page 263 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 263

— 247 —

        Зимою ребенокъ можетъ наблюдать работы въ небольшихъ и доступныхъ
   его возрасту мастерскихъ, если только посѣщеніе ихъ не вредитъ его здоровью.
  Для него будетъ полезно и любопытно побывать у лудильщика, сургучника,
  стекольщика, кузнеца, столяра, сапожника и др. Относительно животныхъ
  ребенокъ зимою ближе знакомится съ своею собакою и кошкою, часто играетъ
  съ котятами, наблюдаетъ бѣлку и двухъ, трехъ птичекъ, которыхъ онъ вы­
  кормилъ и приручилъ лѣтомъ. Дома ребенокъ можетъ найти паутину, которая
  дастъ ему возможность производить наблюденія надъ паукомъ. Зимою ребе­
   нокъ тоже не долженъ забывать растеній: пріучайте его ухаживать за комнат­
  ными цвѣтами, поливать ихъ, заботиться о нихъ, интересоваться ими. При­
  томъ и въ зимнее время можно производить наблюденія надъ проростаніемъ
  сѣмянъ ржи, ячменя, овса, гороха, бобовъ. Уже раннею весною, въ мартѣ и
  апрѣлѣ, можно нарѣзать прутьевъ нѣсколькихъ деревьевъ, напримѣръ ивы,
  орѣщника, ольхи, березы, липы, вставить ихъ въ банку съ водою и наблю­
  дать, какъ распускаются почки, какъ вытягиваются побѣги. Прутья иныхъ
  деревьевъ, простоявъ въ водѣ нѣкоторое время, могутъ пустить даже прида­
  точные корни. Весною во время прогулокъ, ребенокъ ­можетъ собирать личи­
  покъ и куколокъ насѣкомыхъ вмѣстѣ съ частями растеній, на которыхъ онъ
  ихъ нашелъ; пусть помѣститъ ихъ въ коробку и наблюдаетъ превращеніе въ ■»
  бабочку. Пусть не забываетъ также набирать во рвахъ и прудахъ головасти­
  ковъ, и затѣмъ точно также слѣдуетъ наблюдать ихъ превращеніе. На про­
   гулкахъ обращайте вниманіе ребенка на каждое животное, которое ему
  встрѣтится и направляйте его вниманіе такъ, чтобъ онъ замѣчалъ его внѣш­
  ній видъ, цвѣтъ, пищу, которою оно питается. Подобный прогулки съ ребен­
  комъ нужно совершать, если позволяетъ погода и здоровье, ежедневно въ
  продолженіи всѣхъ 9­ти, 10­ти лѣтъ дошкольнаго возраста.
       Если только вы раскроете передъ ребенкомъ эту великую книгу при­
  роды и будете руководить имъ, онъ всею душою привяжется къ окружаю­
  щему міру. При такомъ воспитаніи, въ ребенкѣ прогрессируете интересъ
  къ прпродѣ, его любознательность и наблюдательность замѣтно ростутъ съ
  каждымъ днемъ. Что еще не интересовало на прошлой недѣлѣ, то сегодня
  доступно его пониманію и интересуетъ его, манитъ и привлекаетъ къ себѣ
  его любознательность. Нужно подмѣчать эту постепенность развитія, чтобы
  не наталкивать его на наблюденія, преждевременныя для его возраста и
  для степени его понимавія. Ниже мы даемъ огромный матеріалъ для раз­
  витія наблюдательности ребенка подъ руководствомъ воспитателя, указываемъ,
  какъ имъ пользоваться, но совершенно точно опредѣлить возрастъ дитяти, въ
  который можетъ быть сдѣлано имъ то или другое наблюденіе, та или другая
  работа, это уже дѣло воспитателей. Мы же лишь въ общихъ чертахъ дадимъ
  понятіе о томъ, какой послѣдовательности слѣдуетъ держаться при этихъ
  наблюденіяхъ.
       Развитіе маленькаго ребенка начинается съ чувственныхъ ощущеній.
  Возьмемъ для примѣра цвѣтокъ. Въ отношеніи къ нему ребенокъ долго не
  подозрѣваетъ, что растенія можно располагать по родамъ и видамъ; его также
  совсѣмъ, конечно, не интересуетъ и физіологія растеній. Тѣмъ не менѣе ему
  нравится большой, яркій цвѣтокъ махроваго мака, шиповника, георгина. Онъ
  кричитъ: „большой, большой", или: „славный", „красивый"! Слѣдовательно,
  прежде всего его интересуетъ форма и цвѣтъ. Вотъ и укажите пока лишь
  на форму и цвѣтъ тѣхъ растеній, которыя онъ встрѣчаетъ на своихъ гряд­
  кахъ, въ саду и въ полѣ; кстати онъ можетъ узнать и названія нѣкоторыхъ
  изъ нихъ. Такимъ образомъ въ первые годы, приблизительно съ двухъ до
   258   259   260   261   262   263   264   265   266   267   268