Page 268 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 268

— 252 —

   токъ оживаетъ. Послѣ этого тотчасъ выньте его мзъ этой воды, отрѣжьте
   прочь обваренный конецъ, а цвѣтокъ поставьте въ свѣжую воду.
         11) Если хотите зимою имѣть свѣжій розанъ        или цвѣтокъ гвоздики,
   то Лѣтомъ, когда будутъ бутоны названныхъ цвѣтовъ, выберите сухой день,
   т. е. такое время, когда бутоны розана и гвоздики не были смочены ни
   дождемъ, ни росою, и срѣжьте ихъ отъ куста такъ, чтобы съ ними еще
   осталось нѣсколько листиковъ. Послѣ этого отрѣзавную часть стебля нужно
   плотно обтянуть воскомъ, всѣ сучки и самый стебелекъ, насколько можно
   крѣнко и аккуратно, обвить бумажными тоненькими полосками, чтобы воз­
   духъ не нроникалъ. Послѣ этого отрѣзанный цвѣтокъ погружаютъ въ ко­
   робку, наполненную сухимъ пескомъ,       крѣпко закупориваютъ ее и ставятъ
   въ сухое мѣсто. Такимъ образомъ сохраняютъ эти цвѣты до глубокой зимы.
   Въ ту минуту, когда вамъ захочется имѣть цвѣтокъ, вы вынимаете его изъ
   ящика, обрѣзываете кончикъ, заклеенный воскомъ, и тотчасъ ставите стебе­
   лекъ въ свѣжую воду, въ которой разведено иѣсколько соли и селитры. Бу­
   тонъ распускается въ свѣжій, красивый цвѣтокъ.
        12) Пусть дѣти наберутъ цѣльныхъ сосновыхъ или еловыхъ шишекъ;
   возьмите большой стаканъ или цвѣтной горшокъ, насыпьте на дно его песку
   и поставьте въ немъ шишки; въ середину можно помѣстить большую шишку,
   вокругъ ея поменьше. Но прежде, чѣмъ размѣщать такимъ образомъ шишки,
   набейте подъ ихъ чешуйки земли и посѣйте сѣмянъ какихъ нибудь травъ.
   Посѣявъ траву и размѣстивъ въ горшкѣ шишки, пусть дѣти каждое утро
   спрыскиваютъ ихъ водою,—дня черезъ три выйдутъ ростки. Для посѣва лучше
   всего брать горчицу, крессъ и т. п. Вмѣсто шишекъ можно взять губку, на­
   мочить ее, выжать лишнюю воду и, положивъ губку въ стаканъ, набросать
   на нее сѣмянъ.
        13) Заставляйте дѣтей засушивать и сберегать листья, а иногда и цѣлыя
   растенія. Такъ какъ дѣти этого возраста не могутъ еще составить настоя­
   щаго гербарія, то способъ засушиванія можно придумать весьма несложный;
   пусть они нарвутъ нѣсколько листиковъ наиболѣе встрѣчаемыхъ деревьевъ
   или цвѣтовъ и, хорошенько расправивъ отдѣльныя части растенія, разложатъ
   ихъ между листами какой нибудь ненужной книги; затѣмъ книгу нужно за­
   крыть и положить на солнцѣ, въ сухое или теплое мѣсто. На слѣдующій
   день, когда сокъ достаточно высохъ (но не настолько, чтобы растеніе кроши­
   лось), слѣдуетъ опять заглянуть на растенія, хорошенько расправить ихъ,
   разложить въ тетради, нарочно для этого приготовленныя, и приклеивать сте­
   бельки полосками бумаги. Зимой они могутъ разсматривать растенія, сопро­
   вождая это дѣло веселыми бесѣдами.
        14) Возьмите просторную банку, насыпьте на дно песку, положите во­
   дяныхъ растеній и пустите туда нѣсколько колюшекъ. Рыба эта довольно нз­
   вѣстная: спина ея имѣетъ красивый нѣжный зеленоватый оттѣнокъ, грудь
   красная, бока серебристые. Ребенокъ долженъ замѣтить, когда колюшка вы­
   плыиаетъ на поверхность воды и сильно пускаетъ пузыри: это признакъ
   того, что ей слѣдуетъ тотчасъ перемѣнить воду. Кормить колюшекъ можно
   червяками и мелко изрубленными кусочками сырой говядины. Пусть дѣти
   наблюдаютъ, какъ онѣ плаваютъ, какъ входить вода въ жабры и какъ изъ
   нихъ выходитъ. Бросьте къ нимъ какую нибудь маленькую рыбку: уживутся­
   ли онѣ съ ней и что онѣ съ ней будуть дѣлать?
        15) Наловите и другихъ неболынихъ рыбокъ, заведите, если можно, и
   золотую рыбку.
        Предоставьте ребенку и самому выбирать предметы, которые болѣе зай­
   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272   273