Page 271 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 271

— 255 —

    картину сельской жизни, сценку изъ ежедневныхъ занятій поселянина, пред­
    ставьте его трудъ, его радости и заботы. Этимъ вы оживите самый разсказъ
   о деревѣ и заставите ребенка обратить внвманіе и на его свойства.
         Возьму для примѣра березу и укажу, какимъ образомъ, познакомившись
   съ этимх деревомъ, ребенокъ можетъ узнать ту или другую сторону кресть­
   янскаго быта.
         Береза чрезвычайно красивое дерево; ея длинный, стройный стволъ по­
   крыть ослѣпительно бѣлой корой; гибкія вѣтви темно­краснаго цвѣта красиво
   свѣшиваютъ свою кудрявую зелень. На длинныхъ черешкахъ зазубренные
   листья зеленаго цвѣта покрыты цѣлой сѣтью нѣжныхъ жилокъ; кромѣ того,
   молоденькій листъ березы всегда покрытъ дугаистымъ, блестящимъ и липкимъ
   смолистымъ веществомъ. А какъ некрасивы цвѣты березы: они висятъ се­
    режками на длинныхъ вѣткахъ дерева. Когда они отцвѣтутъ, и вы дотроне­
   тесь до такой сережки, то съ нея посыпятся чешуйки и находящаяся между
   ними крылатыя сѣмена, а въ рукахъ останется тонкая, зеленая ниточка, на
   которой сидѣли и чешуйки, и сѣмена.
         Кто только не любитъ березы! Въ лѣсу кротъ роетъ свои подземные
   ходы подъ ея привѣтливыми вѣтвями, разныя птички прилетаютъ клевать ея
   сѣмячки; люди, благодарные, что она первая послѣ снѣговъ и морозовъ ожив­
   ляетъ ихъ прелестной зеленью, пляшутъ, поютъ и встрѣчаютъ свой первый
   весенній праздникъ Троицу.
         Наканунѣ Троицына дня рѣшительно вездѣ оживляется народъ. Въ де­
   ревнѣ молодыя дѣвушки останавливаютъ проѣзжаго купца, торгуются, заку­
   паютъ наряды, платки съ разводами и букетами, да ленты алыя. Но вотъ,
   наконецъ, наступить и самый праздникъ, Троица. Вечеромъ въ этотъ день и
   старый, и малый отправляются повеселиться въ рощу; женщины постарше
   несутъ въ узелкахъ провизію, дѣвушки съ березовыми вѣнками въ рукахъ
   идутъ распѣвая:
                             „Во полѣ береза стояла,
                             Во полѣ кудрявая стояла.
                             Люли, люли, стояла,
                             Люлн, люли, стояла!
                             Некому березу заломатп,
                             Некому кудряву заломатп.
                             Я пойду, погуляю,
                             Я пойду, погуляю,
                             Бѣлую березу заломаю,
                             Бѣлую березу заломаю,
                             Люли, люли, заломаю!"
        Вотъ вошли на лужайку передъ лѣсомъ, постлали на траву свои платки
   и разложили яства: крупеникъ, сдобникъ, печеныя яйца. Дѣвушки съ пар­
   нями хороводы водятъ, вѣнки завиваютъ, братаются; нагнутъ двѣ молодыя
   березы, свяжутъ въ видѣ вѣнка ихъ вѣтви лентами, повѣсятъ съ шеи крестъ,
   цѣлуются черезъ него— братаются, крестами мѣняются; вотъ и крестныя
   сестры, братья стали, — должны другъ друга жалѣть, помогать въ нуждѣ. А
   въ томъ кружку уже пустились въ плясъ; старики же въ это время пьютъ,
   ѣдятъ, на молодежь любуются и свою былую молодость, горе и радость
   вспоминаютъ.
        Но береза не только приноситъ человѣку радость. Все, начиная съ дре­
   весины до ея листиковъ и малѣйшаго бугорка на стволѣ, идетъ въ дѣло и
   приноситъ людямъ огромныя выгоды. Разскажите, куда и на что идетъ вся­
   кая часть березы.   Представьте картину, когда березу пробуравятъ весной,
   и изъ нея вытекаетъ березовица, какъ къ ней тогда стекается народъ съ
   266   267   268   269   270   271   272   273   274   275   276