Page 272 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 272

— 256 —

   кувшинами и бутылками, ждутъ своей очереди, чтобъ наполнить посудину
   любимымъ березовымъ кнасомъ.
        Точно также вы можете ребенку разсказать о дубѣ^ о соснѣ, о лить.,
   объ осинѣ, о нѣкоторыхъ цвѣтахъ и проч. Изъ цвѣтовъ вамъ незачѣмъ вы­
   бирать самые красивые, годные для букета. Но все­таки нужно,—замѣтятъ
   мнѣ,—чтобы ребенокъ могъ разглядѣть въ нихъ отчетливо всѣ части. По'
   жалуй, и съ этой цѣлью дайте ему какой нибудь цвѣтокъ, только не заби­
   вайте голову ребенка всѣми ботаническими тонкостями. Чѣмъ больше тутъ
   разнообразия, тѣмъ лучше. Въ одном ь растеніи онъ можетъ разсмотрѣть ли­
   стики, зелень, корешокъ, въ другомъ самый цвѣтокъ. Наприыѣръ, въ крапивѣ
   пусть онъ разглядитъ листики, разскажите, почему они обжигаютъ руку, что
   происходить въ это время съ рукой, когда до нея дотрогиваются, какъ въ
   деревняхъ рубятъ крапиву, поливаютъ сывороткой и выкармливаютъ этимъ
   разныхъ домашнихъ животныхъ. Цвѣтовъ крапивы, по причинѣ ихъ мелкости,
   ребенокъ разглядѣть не можетъ; за то разсмотритъ цвѣтокъ земляники, кото­
   рый въ то же время имѣетъ значеніе и въ народной жизни. Разскажите ре­
   бенку, какимъ иногда подспорьемъ служитъ собираніе этой ягоды въ дерев­
   няхъ, какъ иногда еще очень маленькіе дѣти встаютъ рано, рано по утру,
  люка еще большіе не идутъ па работы, и отправляются собирать ягоды для
   продажи ихъ въ городѣ, сколько при этомъ приходится имъ мучиться и
   изъ­за просыпавшихся ягодъ. Для полноты картины, вы можете представить,
   что у крестьянъ все идетъ въ дѣло, даже листики земляники сушатъ, и въ
   зимнее время настаиваютъ и пыотъ съ медомъ, какъ мы пьемъ чай. Пока­
   зывая ребенку такимъ образомъ предмета со всѣхъ сторонъ, вы коснетесь и
   радостей народа, и его нуждъ. Конечно, не слѣдуетъ показывать мрачныхъ
   сторонъ жизни, которыя онъ не можетъ понять; но мы не раздѣляемъ также
   миѣнія тѣхъ педагоговъ, которые, все представляя въ розовомъ свѣтѣ, совер­
   шенно извращаютъ передъ нимъ дѣйствительность.
        Но что­же шести­семи­лѣтній ребенокъ можетъ дѣлать лѣтомъ вече­
   ромъ, въ сырую ненастную погоду или зимою? Пусть приводить въ порядокъ
   то, что у него было собрано за цѣлый день. Благоразумные воспитатели, ко­
   нечно, не считаютъ предосудительнымъ, а напротивъ поощряютъ, чтобы онъ
   собиралъ и приносилъ въ домъ все, что хотя на минуту остановило его вни­
   маніе. Въ разныхъ коробочкахъ и ящичкахъ вы найдете у него множество
   различныхъ предметовъ: сѣмена, осколки стекла, камешки, песокъ, раковины.
   Все это теперь онъ приводить въ порядокъ, группируетъ сходные предметы;
   кромѣ того хорошимъ занятіемъ можетъ служить наклеиваніе на бумагу зе­
   леныхъ листиковъ съ разныхъ деревьевъ. Наскучило это, пусть въ другой
   тетради только обводить карандашомъ листики и тотчасъ снимаетъ ихъ; у
   него совершенно правильно будутъ выходить цѣлыя вѣтки. Гдѣ есть рако­
   bhhHj ребенокъ долженъ ихъ собирать и сохранять.



                                         II.
                         Задачи для наблюденій въ зимнее время.

        1) Возьмите три стакана: одинъ наполните теплой водой, другой совсѣмь
   холодной, а третій тепловатой. Пусть дитя опустить одинъ палецъ въ холод­
   ную воду, а другой въ очень теплую; потомъ, вынувши оба пальца изъ того
   и другаго стакана, онъ погрузить ихъ въ тепловатую воду; въ томъ пальцѣ,
   267   268   269   270   271   272   273   274   275   276   277