Page 269 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 269

— 253 —

   мутъ его: птичка­ли то, насѣкомое или камешекъ. Пусть онъ все собираетъ
   и учится сохранять. Хорошо, если у него устроится свой маленькій есте­
   ственно историческій кабинетъ, служащій ему для онытовъ и наблюденій.
         16) Подведите ребенка къ обрывистому рѣчному или овражному берегу,
   который почти всегда бываетъ полосатый, особенно если онъ высокъ, и ука­
   жите на различные пласты земли.
         17) Гдѣ будутъ копать колодезь или глубокую канаву, не пропустите ­>
   и этого случая, чтобы убѣдить ребенка, что и тутъ земля, какъ и вездѣ, ле­
   житъ слоями: сверху пластъ черной земли, или чернозема, подъ нимъ глина,
   подъ глиною докапываются и до песку, а иной разъ и до крѣпкаго камня.
   Разскажите наглядно, какъ образовались тѣ или другіе пласты. Объясните,
   отчего, когда копаютъ землю въ болотѣ, находятъ рѣчной песокъ или рыбьи
   кости?
        18) Переходя съ ребенкомъ черезъ мостъ, остановитесь на нѣкоторое
   время, смотрите на протекающую внизу воду, спрашивайте, что онъ замѣ­
   чаетъ .
        19) Необходимо познакомить и съ четырьмя сторонами свѣта. Для этой
   цѣли пусть ребенокъ выберетъ ровное мѣсто и совсѣмъ прямо воткнетъ въ
   землю шестъ; въ ясный день съ утра идите съ нимъ поемотрѣть, куда отъ
   шеста падаетъ тѣнь: тѣнь падаетъ въ сторону противную той, гдѣ солнце,—
   вы и можете объяснить ему, что, такъ какъ утромъ солнце стоитъ на востокѣ, зна­
   читъ, та сторона, въ которую протянулась тѣнь, будетъ западною. Пусть онъ
   замѣчаетъ, когда тѣнь будетъ длинною, когда самою короткою. Наблюдая
   тѣнь въ полдень, вы объясните ему, гдѣ сѣзеръ и гдѣ югъ.
        Вспомнимъ, что­же мы могли сообщать четырехлѣтнему ребенку о ра­
   степіяхъ и деревьяхъ. Такъ про ель, напримѣръ, мы говорили ему, что
   вмѣсто листиковъ она имѣетъ иглы (хвои), показывали ему деревья съ листьями
   и хвоями лѣтомъ, показывали ихъ ему и зимой. Онъ узналъ, что зимою
   только хвойныя деревья сохраняютъ зелень, и, вѣроятно, остался при томъ
   убѣжденіи, что этому дереву легче другихъ живется на свѣтѣ. Теперь онъ
   выросъ и ужъ болѣе пойметъ. Разскажите ему, какъ страдаетъ это дерево
   отъ бурь и зимы, какъ лѣтомъ подтачиваютъ его со всѣхъ сторонъ без­
   численныя толпы насѣкомыхъ.
        Я бы хотѣла дать примѣры связныхъ разсказовъ изъ всѣхъ царствъ
   природы въ томъ видѣ, какъ они могутъ быть сообщены б­ти, 7­ми лѣт­
   нимъ дѣтямъ; но боюсь, что это займетъ много мѣста, и потому ограничусь
   указаніемъ, на что можно еще обращать вниманіе ребенка. Вотъ, напримѣръ,
   что може­тъ войти въ разсказъ о ели. Прежде всего очертите слегка наруж­
   ный видъ ели. Вы прежде говорили ребенку, что вмѣсто листиковъ у ели—
   иголки. Теперь ребенокъ пусть ощупаетъ кору, замѣтитъ смолу, которая вы­
   ступаетъ изъ дерева, самъ укажетъ отличительное свойство смолы. Заставьте
   ребенка наблюдать, что находится у подошвы другихъ деревьевъ и что у по­
   дошвы ели. Есть­ли подъ деревомъ муравьиныя кучи, какіе грибы, какія ягоды
   растутъ? Есть­ли какая растительность и какая она? Заставьте ребенка на­
   брать еловыхъ и сосновыхъ шишекъ. Если онъ не умѣетъ отличить ихъ другъ
   отъ друга, пусть, прежде чѣмъ собирать , ихъ, онъ замѣчаетъ,—подъ елью
   или сосною нашелъ онъ шишки, и пусть прячетъ ихъ въ различныя корзинки.
   Дома можно двтей заставить подымать ножичкомъ чешуйки одной и другой
   шишки, разрѣзывать ихъ и сравнивать между собою.
        Нѣкоторыхъ атмосферическихъ явленій: грома, молніи, града—ребенку
   еще нельзя объяснить; но и тутъ ему многое доступно. Такъ собственными
   264   265   266   267   268   269   270   271   272   273   274