Page 266 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 266

— 250 —



               ІІршіѣрм практических'!» задачъ для наблюдении.

                                         I.

                         Задачи для наблюденііі въ лѣтнее время.

         1) Дайте ребенку стеклянную банку, скажите, чтобы онъ посадилъ въ
   нее паука и завязалъ банку толстою бумагой, которая должна быть напередъ
   вся проколота мелкими дырочками: иначе животное задохнется безъ воздуха.
   Затѣмъ пусть ребенокъ почаще засматриваетъ въ банку, что дѣлаетъ его
   плѣнникъ. Кормить паука можно комарами и мухами. Каждый разъ, когда
   ребенокъ будетъ бросать ему кормъ, пусть замѣчаетъ, какъ онъ схватываетъ
   мухъ, какъ ѣстъ ихъ? Какъ проводить первыя нити своихъ тенетъ, куда
   прикрѣпляетъ ихъ? Какъ дѣлаетъ паукъ средину паутины? Если въ начатыя
   тенета бросить комочекъ бумаги, что произойдетъ? Какъ паукъ будетъ чинить
   свою паутину? Что сдѣлаетъ онъ, если въ его жилище впустить какое ни­
   будь крупное насѣкомое, напр. слѣпня или осу?
         2) Пусть ребенокъ наберетъ разныхъ предметовъ: мѣдную монету, же­
   лѣзный гвоздь, кусочекъ стекла, огниво (сталь) и кремень. Пусть чертитъ
   однимъ предметомъ по другому: болѣе твердый предметъ будетъ оставлять на
   болѣе мягкомъ черту. Какой изъ принесенныхъ предметовъ самый твердый,
   какой самый мягкій? Что тверже: желѣзный гвоздь или мѣдная монета, кре­
   мень или стекло, сталь или кремень? Какъ ты узналъ, что одни предметы
   тверже другихъ?
        3) Наберите во рвахъ и прудахъ головастиковъ; пусть ребенокъ каждый
   день перемѣняетъ имъ воду и наблюдаетъ ихъ превращеніе.
        Что у нихъ выростаетъ прежде: заднія или переднія ноги? Что дѣ­
   лается съ хвостомъ: длиннѣе или короче онъ становится? Когда хвостъ со­
   всѣмъ отвалится, какой видъ имѣютъ головастики? Что образуется вмѣсто
   жабръ? Прежде чѣмъ головастики станутъ настоящими, лягушками, что дѣ­
   лается еще съ ними?
        4) Посадите въ банку стрекозу, положите ей нѣсколько листиковъ, пу­
   скайте къ ней маленькихъ насѣкомыхъ. Смотрите, какъ она будетъ ихъ ло­
   вить.  Нѣкоторыя стрекозы и въ своемъ заточеніи положатъ яйца. Какой
   формы эти яйца? Въ свѣтлой банкѣ ребенку удобно будетъ разсмотрѣть
   сложныя челюсти стрекозы. Смотрите, какъ она ѣстъ.
        5) Поймайте ящерицу и держите въ просторной банкѣ, въ которой на­
   ложены камни и мохъ. Кормите ее мухами и другими насѣкомыми. Какъ
   она бѣгаетъ? Какъ устраиваете себѣ норку? Въ какое время ящерица обык­
   новенно бѣгаетъ и когда она лежитъ?
        6) Пусть дѣти наблюдаютъ превращеніе бабочекъ. Для этого нужно
   приготовить деревянные ящички, а то дѣти и сами могутъ согнуть простор­
   ныя коробки изъ папки. Крышкою для картонныхъ коробокъ можетъ служить
   другая такая­же коробка, только нѣсколько больше и вся исколотая сверху
   для воздуха. Ребенокъ долженъ внимательно осматривать сучки и листики
   растеній, которые ему попадаются, и собирать куколки и личинки. Конечно,
   ихъ слѣдуетъ размѣщать въ различныя коробки. Личинокъ и куколокъ слѣ­
   дуетъ собирать вмѣстѣ съ частями растеній, на которыхъ онѣ встрѣчаются,
   стараясь при этомъ не дотрогиваться до нихъ руками, а снимать ихъ листи­
   комъ или прутикомъ и такъ размѣщать ихъ по коробкамъ. Пищу имъ, т. е.
   261   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271