Page 264 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 264

— 248 —

   четырехъ лѣтъ, онъ будетъ отличать одинъ цвѣтокъ отъ другаго лишь по
   формѣ и цвѣту. Затѣмъ онъ можетъ начать разсматривать каждый цвѣтокъ
   порознь, но и при этомъ вы должны указать лишь на самыя главныя части
   цвѣтка: на корень, стебель, листики. Послѣ того онъ сравниваетъ эти части
   въ самомъ общемъ ихъ очертаніи у различныхъ растеній и лишь понемногу,
   медленно и постепенно, переходитъ къ нѣкоторымъ другимъ подробностями
   Далѣе онъ знакомится въ наиболѣе крупныхъ экземплярахъ съ чашечкою,
   тычинками, пестикомъ. Въ такомъ же родѣ и съ такою же постепенностью
   нужно знакомить ребенка и со всѣми остальными явленіями природы, начи­
   ная съ характерныхъ признаковъ, наиболѣе доступныхъ чувственному воспрія­
   тію дитяти.
         Такимъ образомъ постепенно ребенокъ долженъ пріучаться получать
   представленія о каждомъ наблюдаемомъ предметѣ, знать его названіе, глав­
   ные характерные признаки. Отъ времени до .времени, вечеркомъ, въ дождли­
   вый или зимній день, наводите его во время разговора на воспоминанія о
   прирученномъ лѣтомъ животномъ, о его наблвдденіяхъ надъ насѣкомыми, де­
   ревьями, растеніями,—пусть такимъ образомъ онъ возобновляешь въ памяти
   свои воспоминанія, пусть почаще возстаютъ предъ нимъ образы наблюдае­
  , мыхъ предметовъ; при передачѣ же наблюденій совершенствуется даръ слова,
   и къ тому же онъ пріучается къ болѣе точному опредѣленію предмета. Если
   воспитатель увидитъ изъ разговора съ ребенкомъ, что онъ плохо опредѣляетъ
   предметъ, вмѣсто главныхъ характерныхъ признаковъ выдвигаетъ второсте­
   пенные, онъ. долженъ вновь пріохотить его наблюдать то же явленіе, пока
   оно не будетъ усвоено имъ вполнѣ правильно.
        Наблюдать кошку, собаку,­ курицу ребенокъ начинаетъ раньше всего,
   но эти наблюденія долго ограничиваются лишь тѣмъ, что онъ смотритъ, какъ
   они ѣдятъ, играютъ, бѣгаютъ. Такъ и доллшо быть въ продолженіи первыхъ
   двухъ, трехъ лѣтъ его жизни, но затѣмъ его слѣдуетъ заставлять уже при­
   сматриваться къ отдѣльнымъ частямъ животнаго, съ головы до хвоста; пусть
   обратить вниманіе на цвѣтъ животнаго, на форму его головы, ногъ и зубовъ.
        При такомъ воспитаніи ребенокъ уже въ девять, десять лѣтъ знаетъ,
   какимъ образомъ происходитъ развитіе стебля, какой высоты приблизительно
   достигаете то или другое растеніе въ нзвѣстный періодъ своей жизни, когда
   появляются первыя почки, первые цвѣты, когда наступаетъ періодъ полнаго
   цвѣтенія, въ какое время года созрѣваютъ яблоки, груши, вишни, горохъ,
   бобы, рожь, овесъ, ячмень, когда приблизительно слѣдуетъ заниматься ихъ
   уборкою, какъ и на что употребляютъ ихъ въ хозяйствѣ. Въ этотъ же пе­
   ріодъ своей жизни ребенокъ уже прекрасно знаетъ, весною, лѣтомъ или
   осенью растутъ тѣ или другія растенія, какія изъ нихъ водятся въ ихъ со­
   сѣдствѣ, предпочитаютъ ли они яркіе лучи, солнца или темноту лѣса, берегъ
   ручья, болотистую, глинистую, песчаную или черноземную почву, какой видъ
   имѣютъ они въ различное время года, а также какія растенія цвѣтутъ одно­
   временно съ яблонею, вишнею, березою, дубомъ, крапивою, рожью; какія птицы
   гнѣздятся на томъ или другомъ деревѣ, въ лѣсу или кустахъ, изъ какого
   матеріала выотъ онѣ свои гнѣзда. Ребенокъ въ этотъ періодъ своей жизни
   уже долженъ умѣть отличать голоса животныхъ, по крайней мѣрѣ наиболѣе
   встрѣчаемыхъ въ той мѣстности, гдѣ онъ живетъ, изучить особенности по­
   лета многихъ птицъ, можетъ уже иногда угадать по слѣду, оставленному въ
   лѣсу, какое проходило лшвотное, отличаетъ одно дерево отъ другаго, знаетъ
   ихъ названія, а также и то, какія изъ нихъ идутъ на топливо, какія на тѣ
   или другія постройки, что изъ нихъ добываютъ, назоветъ вамъ главные ха­
   259   260   261   262   263   264   265   266   267   268   269