Page 265 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 265

— 249 —

   рактерные признаки веѣхъ домашнихъ животныхъ, знаетъ разницу между
   полемъ и лугомъ, краснолѣсьемъ и чернолѣсьемъ, различаетъ одну почву отъ
   другой, знаетъ и причину многихъ метеорологическихъ явленій.
        Даже въ тѣхъ немногихъ семьяхъ, гдѣ признаютъ необходимымъ пріу­
   чать ребенка наблюдать природу, все таки мало обращаютъ его вниманіе на
   самое ему близкое—на человѣка. Скажите, почему и тѣмъ матерямъ, которыя
   не внушали дѣтямъ особеннаго благоговѣнія къ чинамъ, орденамъ и богатству,
   приходится видѣть собственными глазами, что дѣти ихъ, въ своихъ забавахъ
   и играхъ со сверстниками ниже ихъ по положенію, не ставятъ себя въ про­
   стыл и дружескія отношенія? Отчего у насъ цѣлыми сотнями люди занима­
   ются тѣмъ, что трактуютъ свысока о народномъ пьянствѣ, лѣни, апатіи и
   другихъ порокахъ, не имѣя ни малѣйшаго понятія о народной жизни? По
   нашему мнѣнію это больше всего происходитъ оттого, что въ дѣтствѣ намъ
   былъ близокъ лишь тѣсный семейный уголокъ, и помимо его мы обращали
   вниманіе только на людей, почему нибудь нужныхъ намъ для нашихъ по­
   мыканій.
        Въ нашихъ интеллигентныхъ семьяхъ родители большею частью обра­
   щаютъ вниманіе дѣтей только на то, чѣмъ сами занимаются. Дѣти отдаются
   какой нибудь специальности уже съ самаго ранняго возраста, и эта случай­
   ность иногда на вѣки опредѣляетъ ихъ карьеру, хотя часто они и не чув­
   ствуютъ къ ней природной склонности. Такъ какъ наблюдательность ихъ раз­
   виваютъ въ одномъ направленіи, они и не знаютъ, какъ приняться за другой
   предметъ, противъ котораго они невольно предубѣждены, потому что прежде
   къ нему у нихъ не было пробуждено никакого иптереса; только тотъ можетъ
   быть полезнымъ спеціалистомъ, кто въ дѣтствѣ изучалъ и наблюдалъ все въ
   природѣ и жизни людей. Представляя факты по своей специальности, такой
   человѣкъ можетъ освѣтить и пояснить ихъ выводами изъ другой науки, а
   всѣмъ извѣстно, что только такое отношеніе къ наукѣ и можетъ ускорить
   ея развитіе и привести къ плодотворнымъ результатами Только тотъ, кто въ
   дѣтствѣ останавливался надъ всѣми явленіями въ природѣ и жизни, дѣлалъ
   всестороннія наблюденія, можетъ действительно знать свое настоящее при­
   званіе, съ твердостью и постоянствомъ преслѣдовать всегда одну и ту же цѣль.
        Только воспитаніе, при которомъ возбужденъ широкій интересъ къ окру­
   жающему и развита живая наблюдательность съ первыхъ лѣтъ дѣтства, мо­
   жетъ постепенно искоренять самый характерный недостатокъ русскаго юно­
   шества—лѣнь мысли. Между тѣмъ у насъ и до сихъ поръ родители только
   тогда начинаютъ думать о развитіи дѣтей, когда получаютъ программу того
   заведенія, куда приходится ихъ опредѣлить. Скороспѣлая подготовка къ эк­
   замену не можетъ развить мышленія, наблюдательности и другихъ интеллек­
   туальныхъ свойствъ дитяти. Вотъ потому то мы и считаемъ крайне необхо­
   димымъ обратить вниманіе на развитіе мыслительныхъ способностей ребенка
   въ то время, когда онѣ у него только начинаютъ пробуждаться. Ничто болѣе
   не способствуете этому, какъ наблюденія надъ окружающею жизнью природы
   и людей.
     \J Продолжительный занятія съ дѣтьми дали намъ возможность собрать
   огромный матеріалъ для наблюденій съ дѣтьми дошкольнаго возраста. Этого
   матеріала хватить не на одинъ годъ, если принять во вниманіе и то, что
   параллельно съ этимъ должны идти и другія занятія съ дѣтьми, а также
   самостоятельное наблюденіе ребенка надъ прирученными животными и ра­
   стеніями.
   260   261   262   263   264   265   266   267   268   269   270