Page 265 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 265
— 249 —
рактерные признаки веѣхъ домашнихъ животныхъ, знаетъ разницу между
полемъ и лугомъ, краснолѣсьемъ и чернолѣсьемъ, различаетъ одну почву отъ
другой, знаетъ и причину многихъ метеорологическихъ явленій.
Даже въ тѣхъ немногихъ семьяхъ, гдѣ признаютъ необходимымъ пріу
чать ребенка наблюдать природу, все таки мало обращаютъ его вниманіе на
самое ему близкое—на человѣка. Скажите, почему и тѣмъ матерямъ, которыя
не внушали дѣтямъ особеннаго благоговѣнія къ чинамъ, орденамъ и богатству,
приходится видѣть собственными глазами, что дѣти ихъ, въ своихъ забавахъ
и играхъ со сверстниками ниже ихъ по положенію, не ставятъ себя въ про
стыл и дружескія отношенія? Отчего у насъ цѣлыми сотнями люди занима
ются тѣмъ, что трактуютъ свысока о народномъ пьянствѣ, лѣни, апатіи и
другихъ порокахъ, не имѣя ни малѣйшаго понятія о народной жизни? По
нашему мнѣнію это больше всего происходитъ оттого, что въ дѣтствѣ намъ
былъ близокъ лишь тѣсный семейный уголокъ, и помимо его мы обращали
вниманіе только на людей, почему нибудь нужныхъ намъ для нашихъ по
мыканій.
Въ нашихъ интеллигентныхъ семьяхъ родители большею частью обра
щаютъ вниманіе дѣтей только на то, чѣмъ сами занимаются. Дѣти отдаются
какой нибудь специальности уже съ самаго ранняго возраста, и эта случай
ность иногда на вѣки опредѣляетъ ихъ карьеру, хотя часто они и не чув
ствуютъ къ ней природной склонности. Такъ какъ наблюдательность ихъ раз
виваютъ въ одномъ направленіи, они и не знаютъ, какъ приняться за другой
предметъ, противъ котораго они невольно предубѣждены, потому что прежде
къ нему у нихъ не было пробуждено никакого иптереса; только тотъ можетъ
быть полезнымъ спеціалистомъ, кто въ дѣтствѣ изучалъ и наблюдалъ все въ
природѣ и жизни людей. Представляя факты по своей специальности, такой
человѣкъ можетъ освѣтить и пояснить ихъ выводами изъ другой науки, а
всѣмъ извѣстно, что только такое отношеніе къ наукѣ и можетъ ускорить
ея развитіе и привести къ плодотворнымъ результатами Только тотъ, кто въ
дѣтствѣ останавливался надъ всѣми явленіями въ природѣ и жизни, дѣлалъ
всестороннія наблюденія, можетъ действительно знать свое настоящее при
званіе, съ твердостью и постоянствомъ преслѣдовать всегда одну и ту же цѣль.
Только воспитаніе, при которомъ возбужденъ широкій интересъ къ окру
жающему и развита живая наблюдательность съ первыхъ лѣтъ дѣтства, мо
жетъ постепенно искоренять самый характерный недостатокъ русскаго юно
шества—лѣнь мысли. Между тѣмъ у насъ и до сихъ поръ родители только
тогда начинаютъ думать о развитіи дѣтей, когда получаютъ программу того
заведенія, куда приходится ихъ опредѣлить. Скороспѣлая подготовка къ эк
замену не можетъ развить мышленія, наблюдательности и другихъ интеллек
туальныхъ свойствъ дитяти. Вотъ потому то мы и считаемъ крайне необхо
димымъ обратить вниманіе на развитіе мыслительныхъ способностей ребенка
въ то время, когда онѣ у него только начинаютъ пробуждаться. Ничто болѣе
не способствуете этому, какъ наблюденія надъ окружающею жизнью природы
и людей.
\J Продолжительный занятія съ дѣтьми дали намъ возможность собрать
огромный матеріалъ для наблюденій съ дѣтьми дошкольнаго возраста. Этого
матеріала хватить не на одинъ годъ, если принять во вниманіе и то, что
параллельно съ этимъ должны идти и другія занятія съ дѣтьми, а также
самостоятельное наблюденіе ребенка надъ прирученными животными и ра
стеніями.