Page 260 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 260

— 244 —

        — А отчего же пятна такія свѣжія: имъ отъ солнца, да отъ твоего
   теплаго тѣла давно бы пора высохнуть... говорилъ старшій мальчикъ... Дѣ­
   вочка молчала.   „Не знаю", потомъ процѣдила она и опять стала копаться
   въ игрушкахъ. Но Лярская, не показывая и тѣни недовѣрія, прошла въ свою
   комнату: разбитая чернильница съ пролитыми чернилами лежала на полу.
        — Дѣти!—позвала она дѣтей,—кто изъ васъ это сдѣлалъ?...
        — Только не я,—сказали всѣ въ голосъ, и дѣвочка при этомъ нисколько
   не покраснѣла.
        Вы думаете, читатель, что дѣвочка была дочь бѣдныхъ родителей, кото­
   рые ничего не могли ей доставить, которая шлялась, какъ у насъ принято
   говорить, съ кѣмъ попало и гдѣ попало. Ничуть не бывало. Она была
   единственной дочерью совершенно достаточныхъ родителей, которые покупали
   ей множество игрушекъ и доставляли ей все, что только, по ихъ понятіямъ,
   не было вредно ребенку.    Она даже чуть­ли не первый разъ начала играть
   съ дѣтьми безъ надзора старшихъ, и въ домѣ никто не могъ подмѣтить въ
   ней тѣхъ дурныхъ качествъ, которыя такъ рѣзко выступили въ семействѣ
   Лярской. Одного только не дали родители дѣвочкѣ—правильнаго умственнаго
   развитія, насколько оно нужно было ей въ семь лѣтъ. И дурное, и хорошее
   она дѣлала, какъ придется, никогда не задавая себѣ вопроса: зачѣмъ и почему.
   Лгала она плоско, глупо и такъ очевидно, что ее тутъ же можно было ули­
   чить во лжи. Послѣднее ее не смущало, никогда не заставляло краснѣть.
   Крала она вовсе не оттого, что ей вещь эта нравилась, или потому, что она
   ея не имѣла: эту самую вещь она бросала гдѣ попало, въ другомъ мѣстѣ,
   тоже безъ всякой разумной причины, такъ, по глупости и неразвитости, или,
   лучше сказать, изъ побужденія чисто­внѣшняго, какъ это дѣлаютъ трехлѣтнія
   дѣти. Нредметъ блеснулъ, и ребенокъ тянется къ нему, прошла минута,—и
   онъ уже забылъ, что его только­что такъ сильно обрадовало. Между         тѣмъ
   съ виду дѣвочка эта вовсе не казалась глупой. Она слушалась старшихъ,
   выполняла, что ей приказывали, съ удовольствіемъ показывая гостямъ игрушки,
   давала отвѣты на вопросы, правда, отрывочные, но изъ которыхъ однако всегда
   можно было видѣть, что она понимаетъ то, о чемъ съ ней говорятъ. Но когда
   Лярская начала заниматься съ нею, она изумилась ея неразвитости и тупо­
   сти. Мать этой дѣвочки постоянно мѣрила при ней матерію, между тѣмъ та
   не знала твердо, чѣмъ мѣряютъ. Она вытаращила глазенки, когда Лярская
   заставила ее мѣрить аршиномъ столъ и другіе предметы. Когда безмѣномъ
   стали вѣсить книги, она отъ души расхохоталась; при ней только перевѣ­
   шивали говядину, чтобы провѣрить кухарку. Дѣвочка знала, что на ней на­
   дѣто зеленое платье, могла назвать нѣкоторые зеленые предметы въ комнатѣ,
   но ужъ никакъ не подозрѣвала, чіо зеленый цвѣтъ — преобладающи! въ при­
   родѣ. О всѣхъ, тысячу разъ видѣнныхъ ею предметахъ, она знала только
   одно самое узкое, обыденное ихъ примѣненіе.         Считать она знала сряду
   до­ 8, но сдѣлать самую простенькую задачу изъ обыденной жизни не могла
   и до 3­хъ. Она понимала, что видѣла и слышала, но никогда не могла этого
   выразить въ полномъ предложеніи. Какой бы она ни вела разговоръ, она
   употребляла больше одни существительныя и глаголы. Она рѣшительно не
   была пріучена напрягать свое вниманіе и 5­ти минутъ кряду; голова ея вер­
   тѣлась то туда, то сюда, и много времени пришлось употребить, пока она
   была въ состояніи повторить простенькій въ 5, 6 строкъ разсказъ о какомъ­
   нибудь домашнемъ животномъ, которое въ то же время было у нея передъ
   глазами, или въ цѣломъ предложеніи передать отцу порученіе матери. А
   когда Лярская заявила родителямъ, что, по ея наблюденію, всѣ недостатки
   255   256   257   258   259   260   261   262   263   264   265