Page 276 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 276

— 260 —

   всего стоитъ предмета? Когда больше плоскость, на которой онъ стоить. По­
   кажите въ комнатѣ предметы болѣе устойчивые.
        При этомъ вы можете объяснить, почему люди, несущіе тяжесть па
   спинѣ, должны гнуться впередъ. Отъ ноши, положенной на спину, середина
   тяжести (центръ тяжести) въ человѣческомъ тѣлѣ мѣняетъ свое положеніе и
   переходитъ дальше назадъ. Слѣдовательно, если мы по прежнему будемъ дер­
   жаться прямо, то тяжесть опрокинула бы насъ назадъ.
        20) Какъ грифельную доску, книгу, тетрадь и т. п, поставить на конецъ
   карандаша или на остріе вязальной иголки? Для этого нужно провести ка­
   рандашемъ или грифелемъ съ помощью линейки двѣ прямыя линіи между
   накрестъ лежащими углами. Въ серединѣ эти линіи будутъ пересѣкаться;
   подоприте концемъ иглы доску въ той точкѣ, гдѣ пересѣкаготся обѣ линіи.
   Такимъ образомъ вы можете держать доску на иголкѣ, сколько угодно времени.
        21) Какъ поставить ножъ, чтобы онъ на концѣострія держался стоймя.
   Обмотайте черенокъ ножа проволокою, оставивъ при этомъ конецъ длиною
   съ футъ. Къ этому концу проволоки        прикрѣпите какую нибудь тяжесть.
   Поставьте ножъ остріемъ на край стола, а проволоку загните такъ, чтобы
   тяжесть находилась подъ столомъ противъ ножа. Ножъ будетъ держаться
   стоймя. Придѣлавъ съ двухъ сторонъ на проволокахъ двѣ тяжести, можно
   ставить ножъ остріемъ куда угодно, на бутылку, на спицу и т. п.
        22) Дайте ребенку разорвать и разломать вещи въ слѣдующемъ порядкѣ:
   кусокъ ваты, хлѣба, бумаги, мѣла, тоненькую деревянную дощечку, тонень­
   кую желѣзную пластинку, кусокъ кремня. Что было труднѣе переломить?
   Почему желѣзную пластинку переломить труднѣе, нежели деревянную, а кре­
   мень и совсѣмъ не разломишь? Чѣмъ предметъ тверже, т. е., чѣмъ плотнѣе
   соединены частички его, тѣмъ труднѣе его раздѣлить. Какой изъ названныхъ
   предметовъ тверже всѣхъ, какой мягче?
        Вода легко льется; раздѣлить ея частицы, т. е. разлить, очень легко;
   такъ ли онѣ соединены между собою? Сбросьте капельку воды,— она повис­
   нетъ, а не тотчасъ капнетъ на полъ; слѣдовательно и ея частички, хотя не
   такъ плотно, какъ въ первомъ случаѣ, однако тоже соединены между собою.
   Чтобы еще болѣе уяснить ребенку, что такое сцѣпленіе (конечно, безъ науч­
   ныхъ терминовъ), можно достать два кусочка зеркала, хорошо выполирован­
   ныхъ; положите ихъ другъ на друга зеркальными поверхностями, да сверху
   еще прижмите толстой книгой, тогда они слипнутся между собой такъ сильно,
   что ихъ нельзя будетъ раздѣлить, не разбивъ "ихъ.
        23) Дайте ребенку деревянный шаръ (хоть изъ втораго „дара" Фребе­
   ля); заставьте его покатить этимъ шаромъ по травѣ, по камнямъ, но неску,
   по сырой землѣ, по гладкому полу. Гдѣ легче всего катится шаръ? Почему?
   Все ли онъ будетъ хорошо катиться по гладкому полу? Онъ катится хуже,
   когда встрѣтитъ неровность или какое либо другое препятствіе, и остановится,
   когда другой какой либо предметъ загородитъ ему дорогу.
        Такой опытъ дастъ вамъ возможность навести дѣтей на бесѣду о томъ,
   что для легкости ѣзды устраиваютъ        хорошо выкатанныя, гладкія шоссе,
   рельсы для желѣзныхъ дорогъ, и т. п.
        24) Налейте стаканъ воды до самыхъ краевъ и такъ двигайте его по
   столу; когда вы перестанете двигать стаканъ, движеніе въ немъ будетъ про­
   должаться само собою еще нѣсколько времени. Отчего происходитъ движе­
   ніе въ стаканѣ, когда вы уже болѣе не двигаете, его? Оттого, что всѣ
   тѣла,  будь   они   твердыя  или жидкія,    разъ получивъ толчекъ,      сохра­
   няюсь на нѣкоторое время сообщенное имъ движеніе. При этомъ вы можете
   271   272   273   274   275   276   277   278   279   280   281