Page 281 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 281

— 265 —

   вать искры. Отчего появляются искры? Кремень крѣпче желѣза; онъ отби­
   ваетъ крошечные кусочки стали, отъ удара эти кусочки раскаляются до красна.
        45) Налейте полную бутылку воды, хорошенько ее закупорьте и во
   время мороза поставьте за окно или на дворъ. Когда вода въ бутылкѣ за­
   мерзнетъ, то бутылка лопнетъ, потому что вода, замерзая, сильно расширяется.
        46) Купите два зеркальца, выньте ихъ изъ рамокъ и сзади склейте ихъ
   вмѣстѣ такъ, чтобы, потомъ сдвинувъ ихъ, можно было образовать изъ нихъ
   уголъ. Въ этомъ углу, между двумя поставленными зеркальцами, кладите
   разныя вещицы или вырѣзанныя изъ разноцвѣтной бумаги фигурки, —они
   будутъ отражаться въ зеркалахъ множество разъ, образуя разнообразные,
   красивые узоры. То, что отражено въ одномъ зеркалѣ, отражается въ дру­
   гомъ, а это отраженное изображеніе опять отражается въ первомъ, и т. д.
        47) Какъ, имѣя одну зажженную свѣчу, увидѣть ихъ безчисленное мно­
   жество? Поставьте свѣчу между двумя зеркалами и вкось смотрите въ одно
   изъ нихъ: вы увидите безконечпый рядъ свѣчей, стоящихъ одна за другой.
   Каждое изображеніе свѣчи въ одномъ изъ зеркалъ опять повторяется въ про
   тивоположномъ зеркалѣ .
        48) Заставьте ребенка тереть о сукно гребенку, ламповое стекло, палочку
   сюргуча и потомъ приставлять эти предметы къ легкимъ бумажкамъ. ѵНе
   говоря ему объ электричествѣ, дайте ему понять, что черезъ треніе является
   такое свойство въ сюргучѣ и стеклѣ, по которому они притягиваютъ легкіе
   предметы. Какъ безъ клея прилѣпить къ стѣнѣ бумагу? Нагрѣйте ее у печки
   или на лампѣ, полояште на столъ и потомъ крѣпко потрите сукномъ или
   резиной. Послѣ этого тотчасъ приставьте ее къ стѣнѣ; бумага пристанетъ и
   будетъ нѣкоторое время держаться.
        49) Развѣсьте простыню и поставьте позади ея свѣчку, но чтобы дру­
   гихъ свѣчей не было въ комнатѣ. Вырѣжьте изъ бумаги фигурки и, прн­
   крѣпивъ ихъ къ проволокѣ, держите ихъ между свѣчкой и простынею. На
   простынѣ появятся тѣни этихъ фигуръ: лица, сидящія по другую сторону,
   будутъ видѣть представленіе разныхъ картинъ. Чѣмъ больше вы удаляете
   фигуру отъ простыни и приближаете къ свѣчкѣ, тѣмъ сильнѣе тѣнь ея уве­
   личивается, потому что фигура больше заслоняетъ свѣтъ.
        50) Нарисуйте на бумагѣ контуръ дома, памятника, какую нибудь кра­
   сивую мѣстность и т. д. Пусть ребенокъ проколетъ толстою иглою весь кон­
   туръ. При этомъ нужно больше всего стараться, чтобы разстояніе между про­
   колами было ровное. Съ изнанки такой картинки наклейте цвѣтную папи­
   росную бумагу. (Приклеивать слѣдуетъ только по краямъ). Позади этой вы­
   колотой картинки поставьте вечеромъ зажженную свѣчу или лампу, и вы
   доставите необыкновенное удовольствіе ребенку видѣть собственную иллюми­
   націю.
        Мы здѣсь привели опыты, не слѣдуя опредѣленному порядку, но воспи­
   тательница, разнообразя ихъ, будетъ постепенно приводить ихъ въ связь
   между собою.
   276   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286