Page 283 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 283

— 267 —

  упражнения и нѣкоторыя механическія работы, напр. плетеніе корзинокъ и
  издѣлія изъ глины.
        Но,  можетъ быть, замѣтятъ намъ, сознаніе необходимости обращать
  шшманіе на игры дѣтей, на ихъ нравственное и умственное развитіе до
  школы, существовало лишь на западѣ. Напротивъ, и у насъ, уже въ XVIII
  столѣтіи (что читатель можетъ припомнить изъ нашихъ предшествующихъ
  историческихъ очерковъ), Екатерина Великая совѣтывала воспитателямъ обра­
  щать серьезное вниманіе на дѣтскія забавы. Конечно, до Фребеля подобныя
  мысли какъ у насъ, такъ и на западѣ, высказывались лишь людьми наиболѣе
  передовыми и выдающимися, но нельзя сказать, чтобъ ихъ совсѣмъ не суще­
  ствовало и въ сознаніи общества. Постройки карточныхъ домиковъ, нанизыва­
  ніе рябины и стекляруса на нитки, сгибаніе бумаги, вырѣзаніе и рисованіе
  животныхъ и различныхъ фигурокъ, пусканіе змѣя, корабликовъ и уточекъ
  по водѣ, разсказы, сказки и пѣсни, которыми занимали маленькихъ дѣтей,
  все это говорило о томъ, что родители уже издавна находили нужнымъ прі­
  искать для дѣтскихъ занятій какую нибудь дѣятельность и понимали, хотя
  конечно, инстинктивно, что характеръ этой дѣятельности долженъ быть иной,
  чѣмъ у взрослыхъ.
        Несмотря однако на то, что идеи, положенныя въ основу дѣтскихъ
  садовъ,—не новы, занятія и игры не составляютъ ни изобрѣтенія, ни откры­
  тія Фребеля, тѣмъ не менѣе его можно смѣло считать творцомъ новой системы
   „дѣтскихъ садовъ". которая внесла въ высшей степени важную реформу въ
  педагогику и въ педагогическія воззрѣнія общества, системы, имѣющей, не­
  смотря на свои крупные промахи и слабыя стороны, серьезное значеніе для
  дѣтскаго развитія. Хотя и до Фребеля уже сознавали значеніе воспитанія въ
  первые годы жизни ребенка и указывали, что оно имѣетъ могущественное
   вліяніе на складъ характера человѣка и на всю его послѣдующую дѣятелі.7
   ность, но такое сознаніе было достояніемъ очень немногихъ мыслящихъ людей,
   и первоначальное воспитаніе, до второй половины нашего столѣтія, вполнѣ
   предоставлено было произволу и случаю, что въ высшей степени вредно от­
   ражалось на дальнѣйшемъ умственномъ и нравственномъ развитіи дѣтей.
        Бросимъ общій взглядъ на систему Фребеля, а также на ея достоинстиа
   и недостатки, съ которыми впрочемъ мы познакомимся еще ближе въ слѣ­
  дугощихъ главахъ, когда приступимъ къ болѣе подробному обзору его даровъ.
   Суть фребелевской системы заключается въ слѣдующемъ:
        1) Человѣкъ—существо дѣятельное. Задача воспитанія поддержать это
  свойство, вложенное человѣку природою и въ высшей степени существенное
  для жизни. Для того, чтобы человѣкъ выполнилъ свое провиденціальное на­
  значеніе, его съ ранняго дѣтства слѣдуетъ воспитывать въ этомъ направленіи.
  Стремленіе къ дѣятельности ребенокъ обнаруживаетъ съ самаго нѣжнаго
  возраста. Воспитатель долженъ имѣть въ виду эту выдающуюся черту харак­
  тера ребенка и подобрать матеріалъ для его дѣятельности, соответственный
  его силамъ физическимъ и моральнымъ. Матеріалъ этотъ долженъ быть: а) разно­!
  образенъ, такъ какъ однообразная дѣятельность быстро надоѣдаетъ малень­
   кому ребенку и притупляетъ его способности; напротивъ разнообразная дѣя­
  тельность упражняетъ различныя способности; б) изъ менѣе сложнаго матеріалъ
   для дѣтской дѣятельности долженъ становиться все болѣе сложяымъ.
        2) Дѣятельность ребенка въ раннемъ возрастѣ выражается въ игрѣ,\
  слѣдовательно игра должна быть главнымъ воспитательнымъ средствомъ.­
   Такимъ образомъ всѣ занятія во весь періодъ его жизни до школы должны
  имѣть характеръ игры и быть направлены такъ, чтобы вносить въ дѣтскую
   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287   288