Page 283 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 283
— 267 —
упражнения и нѣкоторыя механическія работы, напр. плетеніе корзинокъ и
издѣлія изъ глины.
Но, можетъ быть, замѣтятъ намъ, сознаніе необходимости обращать
шшманіе на игры дѣтей, на ихъ нравственное и умственное развитіе до
школы, существовало лишь на западѣ. Напротивъ, и у насъ, уже въ XVIII
столѣтіи (что читатель можетъ припомнить изъ нашихъ предшествующихъ
историческихъ очерковъ), Екатерина Великая совѣтывала воспитателямъ обра
щать серьезное вниманіе на дѣтскія забавы. Конечно, до Фребеля подобныя
мысли какъ у насъ, такъ и на западѣ, высказывались лишь людьми наиболѣе
передовыми и выдающимися, но нельзя сказать, чтобъ ихъ совсѣмъ не суще
ствовало и въ сознаніи общества. Постройки карточныхъ домиковъ, нанизыва
ніе рябины и стекляруса на нитки, сгибаніе бумаги, вырѣзаніе и рисованіе
животныхъ и различныхъ фигурокъ, пусканіе змѣя, корабликовъ и уточекъ
по водѣ, разсказы, сказки и пѣсни, которыми занимали маленькихъ дѣтей,
все это говорило о томъ, что родители уже издавна находили нужнымъ прі
искать для дѣтскихъ занятій какую нибудь дѣятельность и понимали, хотя
конечно, инстинктивно, что характеръ этой дѣятельности долженъ быть иной,
чѣмъ у взрослыхъ.
Несмотря однако на то, что идеи, положенныя въ основу дѣтскихъ
садовъ,—не новы, занятія и игры не составляютъ ни изобрѣтенія, ни откры
тія Фребеля, тѣмъ не менѣе его можно смѣло считать творцомъ новой системы
„дѣтскихъ садовъ". которая внесла въ высшей степени важную реформу въ
педагогику и въ педагогическія воззрѣнія общества, системы, имѣющей, не
смотря на свои крупные промахи и слабыя стороны, серьезное значеніе для
дѣтскаго развитія. Хотя и до Фребеля уже сознавали значеніе воспитанія въ
первые годы жизни ребенка и указывали, что оно имѣетъ могущественное
вліяніе на складъ характера человѣка и на всю его послѣдующую дѣятелі.7
ность, но такое сознаніе было достояніемъ очень немногихъ мыслящихъ людей,
и первоначальное воспитаніе, до второй половины нашего столѣтія, вполнѣ
предоставлено было произволу и случаю, что въ высшей степени вредно от
ражалось на дальнѣйшемъ умственномъ и нравственномъ развитіи дѣтей.
Бросимъ общій взглядъ на систему Фребеля, а также на ея достоинстиа
и недостатки, съ которыми впрочемъ мы познакомимся еще ближе въ слѣ
дугощихъ главахъ, когда приступимъ къ болѣе подробному обзору его даровъ.
Суть фребелевской системы заключается въ слѣдующемъ:
1) Человѣкъ—существо дѣятельное. Задача воспитанія поддержать это
свойство, вложенное человѣку природою и въ высшей степени существенное
для жизни. Для того, чтобы человѣкъ выполнилъ свое провиденціальное на
значеніе, его съ ранняго дѣтства слѣдуетъ воспитывать въ этомъ направленіи.
Стремленіе къ дѣятельности ребенокъ обнаруживаетъ съ самаго нѣжнаго
возраста. Воспитатель долженъ имѣть въ виду эту выдающуюся черту харак
тера ребенка и подобрать матеріалъ для его дѣятельности, соответственный
его силамъ физическимъ и моральнымъ. Матеріалъ этотъ долженъ быть: а) разно!
образенъ, такъ какъ однообразная дѣятельность быстро надоѣдаетъ малень
кому ребенку и притупляетъ его способности; напротивъ разнообразная дѣя
тельность упражняетъ различныя способности; б) изъ менѣе сложнаго матеріалъ
для дѣтской дѣятельности долженъ становиться все болѣе сложяымъ.
2) Дѣятельность ребенка въ раннемъ возрастѣ выражается въ игрѣ,\
слѣдовательно игра должна быть главнымъ воспитательнымъ средствомъ.
Такимъ образомъ всѣ занятія во весь періодъ его жизни до школы должны
имѣть характеръ игры и быть направлены такъ, чтобы вносить въ дѣтскую