Page 288 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 288

— 272 ­

   Готѣ, оказываютъ въ школѣ несравненно больше успѣховъ въ наукахъ, го­
   раздо болѣе развиты, чѣмъ ихъ сверстники. Но всѣ, съ успѣхомъ примѣняв­
   шіе методъ Фребеля, никогда не слѣдовали ему рабски, не подражали ему
   буквально, а творили свободно, держась только высказанныхъ имъ основаній.
   Фребель въ своей системѣ руководствовался тѣми законами, какіе вообще
   представляете намъ рождающаяся деятельность ребенка, къ какой бы націи
   онъ ни принадлежала Ребенокъ начинаетъ смотрѣть, протягивать рукн, та­
   щитъ къ себѣ все, что попадается, безъ умолку болтаетъ, играетъ. Вотъ и
   является вопросъ: къ чему ведутъ всѣ эти движенія? куда ихъ направить?
   какъ въ нихъ высказывается человѣческая природа? Главная заслуга Фребеля
   въ томъ, что онъ учитъ пользоваться самымъ обыденнымъ матеріаломъ, кото­
   рый шцъ руками у каждаго, и у бѣднаго, и у богатаго, что онъ указываешь,
   какъ найтись при всякой обстановкѣ. Фребель, конечно, не могъ имѣть въ
   виду тѣхъ педагоговъ и садовницъ, которые главною своею обязанностью счи­
   тактъ употреблять при занятіяхъ точь въ точь такіе кубики, какіе были у
   него самого, или спорятъ о томъ, крученою или некрученою шерстью шились
   мячики въ его первомъ дѣтскомъ саду, говорятъ его словами, поютъ непре­
  [мѣнно его пѣсни.    Фребель указываетъ матеріалъ, при которомъ у ребенка
  'работаете совершенно свободно творческая фантазія, и вмѣстѣ съ этою рабо­
   тою идетъ всестороннее развитіе его органовъ; но это вовсе не обязываетъ
   васъ дѣлать точь въ точь то, что онъ дѣлалъ, не исключаете и другихъ игру­
   шекъ, часто не менѣе, а нерѣдко и болѣе полезныхъ, чѣмъ тѣ, который онъ
   предлагаетъ. Если въ самой Германіи лучшіе педагоги далеко не все въ си­
   стемѣ Фребеля считаютъ пригоднымъ для развитія нѣмецкихъ дѣтей, то тѣмъ
   болѣе намъ необходимо быть разборчивыми въ этомъ отношеніи.
        Матеріалъ для бесѣдъ и занятій, а также и свои пѣсни Фребель бралъ
   изъ народнаго источника своей страны, но приспособлялъ его согласно дѣт­
   скимъ понятіимъ, условіямъ и требованіямъ своей системы. Десять лѣтъ по­
   святилъ онъ исключительно на то, что переѣзжалъ изъ села въ село, изъ
   одного крестьянскаго семейства въ другое, вездѣ сводилъ самое короткое зна­
   комство, самую тѣсную дружбу съ крестьянскими дѣтьми, основательно изучая
   тотъ педагогическій матеріалъ, который испоконъ­вѣка, по преданію, пере­
   дается отъ одпой женщины къ другой, съ помощью котораго цѣлыми поко­
   лѣніями вездѣ убаюкивали и занимали дѣтей. Конечно, ему приходилось много
   работать, чтобы разобрать эту смѣсь самыхъ нелѣпыхъ предразсудковъ и
   вѣрованій и тутъ­же отыскать подчасъ самыя толковыя истины, которыя ле­
   жатъ въ основѣ воспитанія дѣтей, часто у самыхъ простыхъ матерей, игрушки
   и занятія, нерѣдко весьма полезныя. Какъ бы удивился онъ, что русскія дѣти
   воспитываются на его народныхъ германскихъ пѣсняхъ, вдобавокъ переве­
   денныхъ ломанымъ русскимъ языкомъ, въ тѣ года, когда такъ важно развитіе
   въ ребенкѣ правильнаго говора. Какъ бы посмѣялся онъ той ненаходчивости
   и невѣжеству нашихъ воспитателей, которые, если что и выбираютъ для своихъ
   бесѣдъ, то именно то, и точь въ точь въ томъ видѣ, какъ старикъ Фребель,
   (родился въ 1782 г., умеръ въ 1852 г.) пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ, гово­
   рилъ съ своими дѣтьми, и въ томъ видѣ, въ какомъ для примѣра вошли эти
   разсказы при изложеніи его системы. Фребеля упрекаютъ въ педантизмѣ и
   главнымъ образомъ въ томъ, что занятія по его системѣ приводятъ къ излиш­
    ему механизму. Въ этомъ несомнѣнно много правды, какъ мы увидимъ
     иже, тѣмъ не менѣе въ то время, когда онъ жилъ, онъ больше другихъ
   примѣнялъ еще новый тогда методъ нагляднаго обученія Песталоцци и при­
   способилъ его и къ своимъ „садамъ". Хотя, въ пору дѣятельности Фребеля,
   283   284   285   286   287   288   289   290   291   292   293