Page 293 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 293

— 277 —

   даже и въ то время, когда ребенокъ самъ желаетъ продолжать занятія, что онъ
    вдругъ внезапно ничего не можетъ усвоить, теряетъ возможность болѣе или
   менѣе сознательно относиться къ тому, что ему говорятъ, совершенно небрежно
    исполняетъ предложенное ему занятіе, ни какъ не можетъ сосредоточить вни­
    мавія; въ такомъ случаѣ никоимъ образомъ не насилуйте его мозгъ, пусть
   онъ снова бѣгаетъ и рѣзвится. Эти внезапныя пріостановки въ умственнихъ
   процессахъ случаются съ дѣтьми очень часто; необходимо это имѣть въ виду,
   подмѣчать раньше, чѣмъ это рѣзко проявится и въ такихъ случаяхъ совер­
   шенно прекращать занятія. Эти періодическія пріостановки въ умственныхъ
   процессахъ ребенка продолжаются очень недолго, проходятъ быстро и безъ
   всякихъ слѣдовъ, если только воспитатель умѣетъ во время ихъ подмѣтить
   и предупредить. Если ребенокъ нѣсколько разъ кряду выражаетъ нежеланіе
   продолжать предложенное ему занятіе, или если несмотря на ваши объясне­
   на и указанія оно не дается ему даже и послѣ продолжительнаго отдыха,
   не настаивайте на его выполненіи, отложите работу въ сторону на нѣсколько
   недѣль: часто то, чего ребенокъ не понимаетъ сегодня, онъ прекрасно усвои­
   ваетъ черезъ нѣсколько недѣль. Не слѣдуетъ также настаивать на непремѣн­
   иомъ выполненіи того, а не другаго фребелевскаго занятія уже потому, что
   выборъ   этихъ занятій безконечно разнообразенъ, къ тому­же необходимо
   помнить, что вы имѣете дѣло съ малютками.
        Рѣзко бросается въ глаза и фребелевскій сентиментализмъ: во всѣхъ
   бесѣдахъ, разсказахъ, пвсияхъ, подвижныхъ играхъ, которые Фребель при­
   водить въ образецъ того, какъ должны воспитатели оживлять и одухотворять
   механическія занятія дѣтей, вездѣ проглядываетъ приторная сентименталь­
   ность, слащавое отношеніе къ родителямъ, трудящемуся люду, отечеству,
   даже къ природѣ. Но мы знаемъ, что это характерная черта нѣмецкаго на­
   рода вообще и что она особенно господствовала въ то время, когда Фребель
   трудился надъ своею системою „дѣтскихъ садовъ". Вотъ потому­то намъ,
   русскимъ воспитателямъ, особенно въ настоящее время, дико и непедагогично
   занимать нашихъ дѣтей сентиментальными пѣснями и разсказами Фребеля.
        Эти слабыя стороны системы Фребеля сильно затормозили распростра­
   неніе его свѣтлыхъ и полезныхъ идей и разумныхъ практическихъ совѣтовъ.
   Замѣтить слабыя стороны этой системы весьма не трудно, даже при поверх­
   ностномъ знакомствѣ съ нею, а чтобы усвоить здоровыя начала и понять ихъ
   глубину и значеніе, для этого необходимо было серьезное изученіе; точно
   также и для того, чтобы умѣть сдѣлать выборъ, отдѣлить существенное отъ
   несущественнаго, полезное отъ вреднаго и неподходящаго, для этого нужно
   было имѣть извѣстное образованіе, умственное развитіе и критическій тактъ.
   Между тѣмъ, при возникновеніи „дѣтскихъ садовъ", какъ у насъ, такъ и
   заграницею, проводниками идей Фребеля, явились, въ громадномъ болыпин­
   ствѣ случаевъ, люди совсѣмъ къ этому дѣлу неподготовленные, мало раз­
   витые, что было слѣдствіемъ экономическихъ условій: „дѣтскіе сады" у насъ
   и заграницей, большею частью, устраивались на частныя средства, людьми
   небогатыми, а потому и дѣтскимъ садовницамъ (воспитателями въ „дѣтскихъ
   садахъ" дѣлались преимущественно женщины) могли предлагать за трудъ
   лишь самое скудное вознагражденіе. Неподготовленныя къ дѣлу воспитанія
   вообще, онѣ, обыкновенно, не знали даже фребелевской системы, а знакоми­
   лись лишь съ ея внѣшней стороной. Можно себѣ представить, какъ вели онѣ
   это дѣло *). Не менѣе повредили дѣлу распространенія здравыхъ понятій о

        *) Вотъ откуда можно почерпнуть нанболѣѳ подробный свѣдѣнія о Фребелевской сиетемѣ:
   288   289   290   291   292   293   294   295   296   297   298