Page 290 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 290

— 274 —

   вать геометрическія фигуры и математическія истины, сладость труда и слез­
   ливое отношеніе къ природѣ, разумеется, нелѣпы и смѣшны. Всѣ эти мелочи
   сразу и бросаются въ глаза всякому, кто въ первый разъ знакомится съ ме­
   тодою Фребеля. Но. если выхватывать однѣ странности, слабыя и смѣшныя
   стороны и указывать только на нихъ, —у насъ совсѣмъ не будетъ геніаль­
   ныхъ людей. Робертъ Оуэнъ, одинъ изъ величайшихъ умовъ Европы, сторон­
   ника множества усовершенстЕованій въ экономическомъ быту рабочихъ, ко­
   торый такъ блистательно приложилъ на практикѣ многія изъ своихъ эконо­
   мическихъ положеній, который первый создалъ въ Англіи школу для мало­
   лѣтнихъ дѣтей и столько способствовалъ распространенію просвѣщенія въ
   средѣ рабочаго класса, горячо отстаивавшій вѣротерпимость, — подъ конецъ
   жизни обратился въ спирита и проповѣдывалъ, что тайны загробной жизни
   узнаются выстукиваніемъ духовъ, вѣридъ и въ другія спиритическія продѣлки.
   Другой, тоже гуманнѣйшій изъ людей ХѴШ вѣка, —Генрихъ Песталоцци:
   то былъ педагогъ реформатору который первый ввелъ въ практику методъ
   нагляднаго обученія и всю жизнь свою посвятилъ на служеніе людяаъ; его
   мысли и дѣла, изустное и печатное слово, горячая любовь къ человѣчеству,
   ради которой онъ постоянно жертвовалъ и своимъ семейнымъ счастіемъ, и
   личнымъ покоемъ, комфортомъ, необходимымъ для его разстроеннаго здоровья,
   его постоянная, упорная борьба за идею, которую онъ велъ до глубокой ста­
   рости,—все это принесло величайшую пользу семьѣ, школѣ и всѣмъ цивили­
   зованнымъ народа мъ Европы. А между тѣмъ этотъ самый человѣкъ подчасъ
   защищалъ розги и оплеухи. Тоже можно сказать и относительно Руссо: не­
   смотря на то, что въ основѣ „Эмиля" лежитъ ложная идея о необходимости
   воспитывать въ отчужденіи отъ общества и цивилизаціи, чтобы не привить
   ребенку пороки и развратъ, этотъ педагогическій трактатъ, какъ мы уже
   знаемъ, произвелъ переворотъ въ воспитаніи, принесъ громадную пользу об­
   ществу, впервые пробудилъ въ огромномъ классѣ людей интересъ къ воспи­
   танію и къ педагогическимъ вопросамъ. Мы ссылаемся на эти примѣры, чтобы
   указать на то, что ни одинъ человѣкъ, на какой бы ступени развитія онъ ни
   стоялъ, не избѣжалъ вліянія духа времени или индивидуальныхъ слабостей:
   чѣмъ выше, чѣмъ геніальнѣе личность, тѣмъ рѣзче выражаются ея странности
   и увлеченія, и было бы нелѣпо изъ за больныхъ сторонъ вѣка или изъ за
   погрѣшностей, свойственныхъ каждому, не признавать той громадной пользы,
   которую намъ принесли эти люди. И система Фребеля не избавлена отъ круп­
   ныхъ ошибокъ и недостатковъ, большинство которыхъ, впрочемъ, можно по­
   ставить на счетъ того времени, когда жилъ и работалъ Фребель.
        Педагогъ можетъ только тогда совершенно правильно установить ту или
   другую теорію, тотъ или другой методъ, если онъ основанъ на законахъ
  I психологіи. Тридцатые и начало сороковыхъ годовъ нашего столѣтія, когда
  1 Фребель преимущественно вырабатывалъ свою систему, были господствомъ
   психологіи метафизической, которая весьма мало, поверхностно, односторонне,
   а подчасъ и ошибочно занималась выясненіемъ свѣдѣній о психическихъ
   явленіяхъ. Не были приведены тогда въ ясность и законы наслѣдственности;
   разница между людьми, по понятіямъ того времени, обусловливалась различ­
   нымъ воспитаніемъ и различной средой; таланты, добродѣтели, даже геній,
   какъ полагали тогда, можно пріобрѣтать путемъ правильнаго воспитанія;
   душа ребенка, по тогдашнимъ понятіямъ, представляла „tabula rasa", на
   которой воспитатель могъ начертать какія угодно письмена. При этомъ были
   мало изслѣдованы нервныя и душевныя болѣзни. Къ тому­же ни изъ чего не
   видно, чтобы Фребель занимался даже метафизическою психологіею. Не имѣя
   285   286   287   288   289   290   291   292   293   294   295