Page 292 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 292
— 270 —
онъ можетъ указать питомцу такіе пріемы, при которыхъ всякая работа
дѣлается быстрѣе и легче и выходитъ болѣе красивою и отчетливою. Но
совсѣмъ иначе долженъ относиться ребенокъ къ этимъ работамъ.
У Фребеля одна его механическая работа логично, строго до педантизма,
вытекаетъ изъ другой, одинъ рисунокъ есть ничто иное, какъ болѣе слож
ное, систематическое, нослѣдовательное развитіе другаго. Туманныя, отвлечеи
ныя объясненія Фребеля мѣшаютъ понять, дѣйствительноли существуетъ во
всѣхъ его играхъ и занятіяхъ такая строгая послѣдовательность, наконецъ
возможнали она съ такими малютками, какими являются дѣти въ дошколь
ный періодъ. Педагогическій принципъ—постепенность въ переходѣ отъ болѣе
легкаго къ болѣе трудному и сложному—имѣетъ несомнѣнно громадное
значеніе и его никогда не слѣдуетъ упускать изъ виду при воспитаніи, но
храни Богъ утрировать его. Мой собственный опытъ, который я вынесла изъ
продолжительныхъ наблюденій надъ занятіями фребелевскою системою, убѣ
,дилъ меня въ томъ, что тамъ, гдѣ придерживались педантической точности,
ізанятія по системѣ Фребеля или быстро надоѣдали дѣтямъ, или совсѣмъ не
) развивали ихъ; не видѣла я успѣшныхъ результатовъ и тамъ, гдѣ отъ дѣтей
черезчуръ строго требовали изящнаго, прекраснаго и совершенно точ
наго выполненія различныхъ механическихъ работъ: дѣтямъ чрезвычайно
тяжело постоянно передѣлывать все съизнова и съизнова, а потому прежде
і.сего необходимо имѣть въ виду правило не обременять ребенка непосиль
нымъ механизмомъ и техникою этихъ работъ. Область терпѣнія и у взрослаго
не безгранична, тѣмъ болѣе необходимо имѣть въ виду слабыя силы ребенка,
его склонность къ нервности. Болѣе всего слѣдуетъ опасаться вызывать
аффекты, а потому никоимъ образомъ не должно выводить ребенка изъ
терпѣнія, такъ какъ одною изъ задачъ воспитанія слѣдуетъ считать—развитіе
навыка къ терпѣнію и ослабленіе аффектовъ. Если воспитатель черезчуръ
требовательно относится къ механическимъ работамъ, ребенокъ дѣлаетъ
сверхъестественныя усилія и тупѣетъ подъ бременемъ механизма, или замѣчая,
какъ долго не удается ему что нибудь сдѣлать и какъ плохо все выходитъ
изъ его рукъ, онъ совсѣмъ бросаетъ подобныя работы и чувствуетъ къ нимъ
непреодолимое отвращеніе. Такія послѣдствія строгой, педантической требова
тельности мы встрѣчали, какъ здѣсь въ „дѣтскихъ садахъ" Петербурга, такъ
и заграницею, въ Германіи и Бельгіи. По нашему убѣжденію занятія по
системѣ Фребеля тогда приносятъ громадную пользу для умствевнаго и нрав
' ственнаго развитія ребенка и идутъ успѣшно, когда, при примѣненіи ихъ,
\ избѣгаютъ какогобы то ни было педантизма, излишней требовательности и
I насилія надъ дѣтскою природою. Когда дѣти выполнили всѣ свои маленькія
обязанности въ домѣ, въ саду или огородѣ, относительно ирирученныхъ
животныхъ, а также покончили и съ прогулкою, во время которой имъ при
шлось многое наблюсти и коечто узнать (см. предшествующую главу
„Воспитаніе ума"), а между тѣмъ они не настолько утомлены, чтобы пре
кратить всякую деятельность и сами просятъ старшихъ, чтобы они придумали
для нихъ какое нибудь занятіе, только въ такомъ случаѣ дайте имъ меха
ническую работу Фребеля, сопровождая ее должнымъ объясненіемъ или под
ходящимъ разсказомъ и всегда заканчивая ее подвижною игрою или просто
бѣготнею и вознею съ дѣтьми. Когда они вдоволь нашумятся и навозятся, имъ
можно задать загадку для отгадыванія или сообщить какую нибудь поговорку,
взявъ и загадки, и разсказы, и пѣсни, и игры не изъ Фребеля, а изъ своего
народнаго источника и изъ своей русской действительности. Часто случается,