Page 292 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 292

— 270 —

   онъ можетъ указать питомцу такіе пріемы, при которыхъ всякая работа
   дѣлается быстрѣе и легче и выходитъ болѣе красивою и отчетливою. Но
   совсѣмъ иначе долженъ относиться ребенокъ къ этимъ работамъ.
        У Фребеля одна его механическая работа логично, строго до педантизма,
   вытекаетъ изъ другой, одинъ рисунокъ есть ничто иное, какъ болѣе слож­
   ное, систематическое, нослѣдовательное развитіе другаго. Туманныя, отвлечеи­
   ныя объясненія Фребеля мѣшаютъ понять, дѣйствительно­ли существуетъ во
   всѣхъ его играхъ и занятіяхъ такая строгая послѣдовательность, наконецъ
   возможна­ли она съ такими малютками, какими являются дѣти въ дошколь­
   ный періодъ. Педагогическій принципъ—постепенность въ переходѣ отъ болѣе
   легкаго къ болѣе трудному и сложному—имѣетъ несомнѣнно громадное
   значеніе и его никогда не слѣдуетъ упускать изъ виду при воспитаніи, но
    храни Богъ утрировать его. Мой собственный опытъ, который я вынесла изъ
    продолжительныхъ наблюденій надъ занятіями фребелевскою системою, убѣ­
   ,дилъ меня въ томъ, что тамъ, гдѣ придерживались педантической точности,
   ізанятія по системѣ Фребеля или быстро надоѣдали дѣтямъ, или совсѣмъ не
   ) развивали ихъ; не видѣла я успѣшныхъ результатовъ и тамъ, гдѣ отъ дѣтей
    черезчуръ  строго   требовали   изящнаго,  прекраснаго и совершенно      точ­
    наго выполненія   различныхъ механическихъ работъ: дѣтямъ чрезвычайно
    тяжело постоянно передѣлывать все съизнова и съизнова, а потому прежде
    і­.сего необходимо имѣть въ виду правило не обременять ребенка непосиль­
    нымъ механизмомъ и техникою этихъ работъ. Область терпѣнія и у взрослаго
    не безгранична, тѣмъ болѣе необходимо имѣть въ виду слабыя силы ребенка,
    его склонность къ нервности. Болѣе всего слѣдуетъ опасаться         вызывать
    аффекты, а потому никоимъ образомъ не должно выводить           ребенка изъ
    терпѣнія, такъ какъ одною изъ задачъ воспитанія слѣдуетъ считать—развитіе
    навыка къ терпѣнію и ослабленіе аффектовъ. Если воспитатель черезчуръ
    требовательно относится къ механическимъ работамъ,         ребенокъ   дѣлаетъ
    сверхъестественныя усилія и тупѣетъ подъ бременемъ механизма, или замѣчая,
    какъ долго не удается ему что нибудь сдѣлать и какъ плохо все выходитъ
    изъ его рукъ, онъ совсѣмъ бросаетъ подобныя работы и чувствуетъ къ нимъ
    непреодолимое отвращеніе. Такія послѣдствія строгой, педантической требова­
    тельности мы встрѣчали, какъ здѣсь въ „дѣтскихъ садахъ" Петербурга, такъ
    и заграницею, въ Германіи и Бельгіи. По нашему убѣжденію занятія по
    системѣ Фребеля тогда приносятъ громадную пользу для умствевнаго и нрав­
   ' ственнаго развитія ребенка и идутъ успѣшно, когда, при примѣненіи ихъ,
   \ избѣгаютъ какого­бы то ни было педантизма, излишней требовательности и
   I насилія надъ дѣтскою природою. Когда дѣти выполнили всѣ свои маленькія
    обязанности въ домѣ, въ саду или огородѣ, относительно ирирученныхъ
    животныхъ, а также покончили и съ прогулкою, во время которой имъ при­
    шлось многое    наблюсти и кое­что узнать (см. предшествующую главу
    „Воспитаніе ума"), а между тѣмъ они не настолько утомлены, чтобы пре­
    кратить всякую деятельность и сами просятъ старшихъ, чтобы они придумали
    для нихъ какое нибудь занятіе, только въ такомъ случаѣ дайте имъ меха
    ническую работу Фребеля, сопровождая ее должнымъ объясненіемъ или под­
    ходящимъ разсказомъ и всегда заканчивая ее подвижною игрою или просто
    бѣготнею и вознею съ дѣтьми. Когда они вдоволь нашумятся и навозятся, имъ
    можно задать загадку для отгадыванія или сообщить какую нибудь поговорку,
    взявъ и загадки, и разсказы, и пѣсни, и игры не изъ Фребеля, а изъ своего
    народнаго источника и изъ своей русской действительности. Часто случается,
   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296   297