Page 289 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 289

— 273


   педагогика была уже пробуждена къ новой жизни и новой деятельности прин­
   ципами и новымъ методомъ Песталоцци, но на маленькихъ дѣтей до Фребеля
   вовсе не было обращено никакого вниманія и дѣло воспитанія въ дошкольный
  [возрастъ ограничивалось „игральными школами" и „школами для маленькихъ
   дѣтей", учрежденными въ нѣкоторыхъ странахъ и гдѣ оставляли дѣтей исклю­
   чительно для игры.
        Тупоголовые и формалисты идеи встрѣчаются при каждомъ новомъ вѣя­
   ніи: при осуществленіи системы Фребеля ихъ появилось особенно много и не
   только у насъ, но и на западѣ, и кажется болѣе, чѣмъ гдѣ бы то ни было,
   въ Германіи. Фребель прекрасно понималъ, что идеи, положенныя въ основу
   его системы, столь новы (повторяемъ, что до него онѣ были высказываемы
   вскользь и то лишь нѣсколькими мыслящими людьми, оставались совершенно
   неразработанными), что онѣ могутъ подвергнуться при примѣненіи ихъ на
   практикѣ всякимъ искаженіямъ, слѣгюму, узкому или прямолинейному толко­
   ванію и потому въ своемъ „Mensclienerziehung" онъ говоритъ: „подражайте
   идеѣ, а не формѣ".
        Нужно помнить, что въ то время, когда Фребель работалъ надъ своею
   системою „дѣтскихъ садовъ", направленіе германскихъ педагоговъ было преи­
   мущественно классическое: естествоиспытатели и ученые мало снисходили съ
   своей высоты до дѣтской литературы, до дѣтскаго пониманія. Фребель больше
   другихъ бралъ матеріалъ изъ природы; вмѣсто сентенцій и нравоученій, онъ
   уже даетъ дѣтямъ понятіе о трудѣ простолюдина и ставитъ первымъ усло­
   віемъ своихъ занятій трудъ, хотя для дѣтскаго возраста легкій и пріятный,
   но который съ необыкновенною постепенностью пріучаетъ дѣтей къ терпѣнію
   и приготовляетъ къ тому, чтобы впослѣдствіи управиться съ трудомъ болѣе
   серьезнымъ и тяжелымъ. Что касается формализма и педантизма, въ ко­
   торыхъ упрекаютъ Фребеля, то на практикѣ, сколько извѣстно, онъ былъ
   ихъ врагъ и тогда, когда еще не вполнѣ опредѣлились его педагогическія
   наклонности, когда еще не была выработана его новая система первоначаль­
   наго воспитанія. Еще въ 1816 г. Фребель основалъ сиротскій институтъ.
   Очевидцы разсказываютъ, что дѣятельность института, какъ первая попытка
   Фребеля, не представляетъ ничего особенного: то была хорошая школа въ
   духѣ Песталоцци, но нравственная сторона заведенія поражала съ перваго
   раза отсутствіемъ всякой формальности и казарменной жизни. Воспитателя и
   воспитанники составляли въ полномъ смыслѣ слова счастливое семейство, въ
   каждомъ изъ его членовъ свѣтилась горячая любовь къ наукѣ и искренняя
   вѣра въ лучшую, болѣе человѣчную жизнь будущихъ поколѣній. Всѣ согласно,
   дружно работали. Между тѣмъ главные труды Фребеля относятся къ болѣе
   позднему періоду его жизни. Только 20 лѣтъ спустя послѣ этого является его
   новая система и его первый дѣтскій садъ. Извѣстный педагогъ Дистервегъ,
   на безпристрастное сужденіе котораго можно вполнѣ положиться, съ необык­
   новенною теплотою и любовью описываетъ дѣтскій садъ Фребеля, который
   удалось ему посѣтить. „Въ Фребелѣ", говоритъ онъ между прочимъ, „я впер­
   вые увидѣлъ осуществленіе идеала истиннаго педагога". Но, повторяю, всѣ
   эти описанія относятся дѣйствительно только къ практической дѣятельности
   Фребеля.   Что до его системы      первоначальнаго воспитанія, философіи и
   нѣкоторыхъ его взглядовъ, изложенныхъ въ его сочиненіяхъ, то они въ самомъ^
   дѣлѣ далеко не чужды искусственности, педантизма, страдаютъ и излишнимъ]
   развитіемъ техники, черезъ­чуръ строгою систематизацию и мистицизмомъ.
   Противъ принцаповъ его спорить нельзя; но частности, какъ напр. приторная
   сентиментальность, съ какой онъ заставляетъ дѣтей съ самой колыбели воспѣ­
                                                                          18181818
   284   285   286   287   288   289   290   291   292   293   294