Page 284 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 284

— 268 —

   жизнь радость, счастье и свѣтъ, укрѣплять его физическія и моральныя
   силы.
         3) Занятія съ дѣтьми необходимо вести прежде всего среди природы, въ
   саду, что должно давать имъ возможность наблюдать окружающій міръ и
   укрѣплять физическія силы. Фребель видимо придавалъ этому         первостепен­
   ное значеніе,   такъ какъ всѣ   предложенныя имъ занятія съ дѣтьми дошколь­
   наго возраста онъ назвалъ системою „дѣтскихъ садовъ".
         4) Каждый человѣкъ, въ большей или меньшей степени, одаренъ творчес­
   кими способностями, имѣющими важное значеніе для нравственнаго усовер­
   шенствованія, что въ будущемъ даетъ себя чувствовать во всѣхъ сферахъ дѣя­
   тельности; при небрежномъ или неправильномъ воспитаніи эти способности
   глохнутъ и угасаютъ.
         5) Дѣятельность ребенка проявляется двоякимъ образомъ: а) въ сидячей
   игрѣ, когда онъ возится и играетъ съ игрушками, б) въ шумной вознѣ и
   бѣготнѣ съ товарищами,—а потому дѣятельность ребенка дошкольнаго воз­
   раста должна, по понятію Фребеля, выражаться двояко и проявляться въ си­
   дячей игрѣ и въ полномъ движеніи.
        Для сидячихъ игръ ребенокъ нуждается въ игрушкахъ, которыя должны
   удовлетворять его творческимъ способностямъ, пріучать его къ трудолюбію,
   терпѣнію, развивать его умъ и эстетическій вкусъ и постепенно подготовлять
   его къ школѣ. Изъ сказаннаго ясно, что Фребель считаетъ очень важнымъ,
  ! чтобы игрушки служили не разрушительнымъ наклонностямъ ребенка, а со­
   дѣйствовали бы расширенію и усовершенствованно его творчества. Между
   тѣмъ игрушки игрушечныхъ магазиновъ, въ громадномъ болыпинствѣ слу­
   чаевъ, служили лишь развитію тщеславія, разрушительныхъ склонностей и
   дурныхъ навыковъ. Вслѣдствіе этого Фребель кладетъ въ основу своей системы
  ] мысль Локка о томъ, что ребенокъ дилженъ самъ изобрѣтать свои игрушки,
   и въ этомъ отношеніи идетъ даже далѣе: онъ требуетъ, чтобы игрушки и
   занятія шли рука объ руку съ разсказами, пѣснями, сказками, соответствен­
   ными возрасту. Матеріалъ для сидячей дѣятельности ребенка и представляетъ
   первую группу занятій „дѣтскаго сада" Фребеля, которую, въ отличіе отъ
   другой, мы назовемъ механическими заштіями.
        Второй отдѣлъ—ііодвижныя игры преимущественно удовлетворяют потреб­
   ности ребенка въ движеніи, бѣготнѣ въ шумной компаніи сверстниковъ. При
   механическихъ занятіяхъ, исполняемыхъ въ сидячемъ положеніи, ребенокъ,
   посредствомъ даннаго ему матеріала, воплощаетъ впечатлѣнія, полученныя имъ
   изъ окружающей действительности; въ подвижныхъ играхъ эти впечатлѣнія
   онъ воспроизводитъ на самомъ себѣ. Всѣмъ извѣстяо стремленіе ребенка
   олицетворять собою все, что онъ видитъ: передъ нимъ пробѣжала курица:
   она землю раскапываетъ, зеренъ ищетъ,—ребенокъ бросается на полъ и подра­
   жаетъ ея движеніямъ; прошла корова, и онъ мычитъ, старается подраягать
   ея походкѣ, медленно, какъ и она, поворачиваетъ голову то въ одну, то въ
   другую сторону; проскакалъ кучеръ на лошади, и ребенокъ садится на палку,
   изображаетъ сѣдока и минутами такъ увлекается, что палку принимаетъ за
   живую лошадь, энергически понукаетъ, сердится и хлещетъ ее, когда ножки
   его устаютъ скоро бѣжать; видитъ въ полѣ женщинъ за жнитвомъ и, воз­
   вращаясь домой, воспроизводитъ движенія работницъ; наблюдалъ работы въ
   саду,—подражаетъ садовнику: однимъ словомъ, домашняя и окружающая жизнь
   со всѣми ея оттѣнками и мелочами играетъ главную роль во всѣхъ его
   играхъ. Фребель не упускаетъ, конечно, изъ виду этой характернѣйшей черты
   дѣтской природы и даетъ цѣлую серіго подвижныхъ игръ, въ которыхъ ребе­
   279   280   281   282   283   284   285   286   287   288   289