Page 284 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 284
— 268 —
жизнь радость, счастье и свѣтъ, укрѣплять его физическія и моральныя
силы.
3) Занятія съ дѣтьми необходимо вести прежде всего среди природы, въ
саду, что должно давать имъ возможность наблюдать окружающій міръ и
укрѣплять физическія силы. Фребель видимо придавалъ этому первостепен
ное значеніе, такъ какъ всѣ предложенныя имъ занятія съ дѣтьми дошколь
наго возраста онъ назвалъ системою „дѣтскихъ садовъ".
4) Каждый человѣкъ, въ большей или меньшей степени, одаренъ творчес
кими способностями, имѣющими важное значеніе для нравственнаго усовер
шенствованія, что въ будущемъ даетъ себя чувствовать во всѣхъ сферахъ дѣя
тельности; при небрежномъ или неправильномъ воспитаніи эти способности
глохнутъ и угасаютъ.
5) Дѣятельность ребенка проявляется двоякимъ образомъ: а) въ сидячей
игрѣ, когда онъ возится и играетъ съ игрушками, б) въ шумной вознѣ и
бѣготнѣ съ товарищами,—а потому дѣятельность ребенка дошкольнаго воз
раста должна, по понятію Фребеля, выражаться двояко и проявляться въ си
дячей игрѣ и въ полномъ движеніи.
Для сидячихъ игръ ребенокъ нуждается въ игрушкахъ, которыя должны
удовлетворять его творческимъ способностямъ, пріучать его къ трудолюбію,
терпѣнію, развивать его умъ и эстетическій вкусъ и постепенно подготовлять
его къ школѣ. Изъ сказаннаго ясно, что Фребель считаетъ очень важнымъ,
! чтобы игрушки служили не разрушительнымъ наклонностямъ ребенка, а со
дѣйствовали бы расширенію и усовершенствованно его творчества. Между
тѣмъ игрушки игрушечныхъ магазиновъ, въ громадномъ болыпинствѣ слу
чаевъ, служили лишь развитію тщеславія, разрушительныхъ склонностей и
дурныхъ навыковъ. Вслѣдствіе этого Фребель кладетъ въ основу своей системы
] мысль Локка о томъ, что ребенокъ дилженъ самъ изобрѣтать свои игрушки,
и въ этомъ отношеніи идетъ даже далѣе: онъ требуетъ, чтобы игрушки и
занятія шли рука объ руку съ разсказами, пѣснями, сказками, соответствен
ными возрасту. Матеріалъ для сидячей дѣятельности ребенка и представляетъ
первую группу занятій „дѣтскаго сада" Фребеля, которую, въ отличіе отъ
другой, мы назовемъ механическими заштіями.
Второй отдѣлъ—ііодвижныя игры преимущественно удовлетворяют потреб
ности ребенка въ движеніи, бѣготнѣ въ шумной компаніи сверстниковъ. При
механическихъ занятіяхъ, исполняемыхъ въ сидячемъ положеніи, ребенокъ,
посредствомъ даннаго ему матеріала, воплощаетъ впечатлѣнія, полученныя имъ
изъ окружающей действительности; въ подвижныхъ играхъ эти впечатлѣнія
онъ воспроизводитъ на самомъ себѣ. Всѣмъ извѣстяо стремленіе ребенка
олицетворять собою все, что онъ видитъ: передъ нимъ пробѣжала курица:
она землю раскапываетъ, зеренъ ищетъ,—ребенокъ бросается на полъ и подра
жаетъ ея движеніямъ; прошла корова, и онъ мычитъ, старается подраягать
ея походкѣ, медленно, какъ и она, поворачиваетъ голову то въ одну, то въ
другую сторону; проскакалъ кучеръ на лошади, и ребенокъ садится на палку,
изображаетъ сѣдока и минутами такъ увлекается, что палку принимаетъ за
живую лошадь, энергически понукаетъ, сердится и хлещетъ ее, когда ножки
его устаютъ скоро бѣжать; видитъ въ полѣ женщинъ за жнитвомъ и, воз
вращаясь домой, воспроизводитъ движенія работницъ; наблюдалъ работы въ
саду,—подражаетъ садовнику: однимъ словомъ, домашняя и окружающая жизнь
со всѣми ея оттѣнками и мелочами играетъ главную роль во всѣхъ его
играхъ. Фребель не упускаетъ, конечно, изъ виду этой характернѣйшей черты
дѣтской природы и даетъ цѣлую серіго подвижныхъ игръ, въ которыхъ ребе