Page 279 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 279

— 263 —

   нибудь металлическое кольцо и обожгите нитку на огнѣ; волокна обгорятъ, но
   кристаллы соли настолько твердо соединены между собой, что удержать кольцо.
        34) Мыльные пузыри. Настругайте въ чашечку немного дшла, налейте
   водой и дайте немного времени постоять, чтобы мыло растворилось. Если и
   послѣ этого остались въ водѣ кусочки мыла, ихъ нужно растереть ложечкой
   и воду процѣдить сквозь тряпочку. Чтобы пускать мыльные пузыри, нужна
   еще соломенка, которую въ концѣ слѣдуетъ расщепить на четыре части и
   отогнуть ихъ въ видѣ креста. Опустите расщепленный конецъ въ приготов­
   ленную вами мыльную воду, а въ противоположный конецъ дуйте вашимъ
   теплымъ дыханіемъ. Ребенокъ замѣчаетъ, какъ въ это время ростетъ и наду­
   вается круглый пузырь и какъ онъ переливается всѣми цвѣтами радуги. Но
   чтобы онъ еще больше наблюдалъ цвѣта, пузырь можно надувать подъ ши­
   рокой стеклянной банкой, въ которой онъ гораздо дольше не лопается. Если
   вы наберете въ ротъ табачнаго дыму и будете надувать мыльный пузырь, то
   онъ получить матовый цвѣтъ и, лопаясь, выпустить клубъ дыма. Зимою мыль­
   ные пузыри выходятъ особенно красивыми. Для этого нужно охлаждать
   мыльную воду до тѣхъ поръ,       пока пе образуются по краямъ кристаллы
   льда; когда послѣ этого вы начинаете надувать пузырь, то на немъ появ­
   ляются красивыя крошечныя звѣздочки и различныхъ причудливыхъ формъ
   снѣжные хлопья.
        Мыльные пузыри могутъ дать поводъ ко многимъ бесѣдамъ съ дѣтьмн.
   Вы тряхнули соломенкой и заставили пузырь полетѣть вверхъ. Почему пузырь
   полетѣлъ вверхъ? Какіе предметы могутъ летѣть вверхъ? — Тѣ­ли, которые
   тяжелѣе воздуха, или которые легче его? Когда пузырь легче воздуха? Вы
   наполнили пузырь своимъ теплымъ дыханіемъ, теплый воздухъ легче холод­
   наго; вотъ почему вашъ мыльный пузырь легче окружающаго его воздуха
   и легко поднялся вверхъ.    Однако пузырь не можетъ долго держаться въ
   воздухѣ; тонкая оболочка его лопается и отъ него остаются только мелкія
   брызги.
        35) Заставьте самихъ дѣтей устроить маленькіе вѣсы, коромысло, ка­
   кимъ подымаютъ воду изъ колодца. Проткните тонкой иглой средину палочки
   и, завязавъ на ниткѣ узелъ, просуньте ее въ отЕерстіе такъ, чтобы палочка
   висѣла на ниткѣ; обѣ половины палочки должны быть одинаковаго вѣса: для
   этого нужно ее подстрогать такъ, чтобы она держалась на ниточкѣ совер­
   шенно прямо, горизонтально. Дощечки, привѣшенныя на ниткахъ къ концамъ
   палочки, служащей коромысломъ, тоже должны быть одинаковой тяжести.
   Какъ это узнать? Какъ узнать, который изъ двухъ камешковъ тяжелѣе? Какъ
   узнать, сколько выйдетъ песку изъ какого нибудь камешка? (Надо на одну
   дощечку положить камешекъ, на другую сыпать песокъ, пока не установится
   равновѣсіе). Что означаетъ, если палочка стоить прямо? Что означаетъ, если
   она клонится на какую нибудь сторону? Почему легко поднимать воду изъ
   колодца, когда веревка привязана къ одному концу коромысла, а на дру­
   гомъ, болѣе длинномъ, тяжесть? Какъ поднять ящикъ, котораго руками не
   сдвинешь съ мѣста?—Для этого надо конецъ палки подсунуть подъ ящикъ, а
   подъ палку подложить кусокъ дерева или камень и напирать на болѣе длин­
   ный коиецъ.
        36) Какъ писать пальцемъ на стеклѣ? Начертите пальцемъ па стеклѣ
   какую нибудь букву или крестикъ и другую фигуру; потомъ сильно дохните
   на стекло. Буква или фигурка будутъ видны, потому что паръ отъ вашего
   дыханія не пристанетъ къ мѣстамъ, гдѣ вы касались пальцемъ: пальцы всегда
   нѣсколько жирны, и тонкій слой жира останется отъ нихъ на стеклѣ, не
   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284