Page 277 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 277

— 261 —

   привести еще въ примѣръ, что и наше тѣло, получивъ разъ движеніе, про­
   должаетъ его въ томъ­же направленіи и послѣ; напр., когда лодка или ѣдущій
   экипажъ вдругь останавливаются, вы       невольно дѣлаете скачекъ впередъ.
   И наоборотъ, когда экипажъ долго стоялъ на мѣстѣ и лошади вдругъ тро­
   нуть, сидящихъ въ немъ людей отбрасываетъ назадъ, потому что они стре­
   мятся остаться на томъ же мѣстѣ, гдѣ были.
        25) Къ какому нибудь металлическому кольцу или просто камню при­
   вяжите тонкую нитку, аршина полтора длиною. Свободный конецъ нити при­
   крѣпите къ карандашу, а еще лучше къ палочкѣ нѣсколько болѣе длинной.
   Палочка эта кладется на край стола такъ, чтобы шарикъ свѣшивался внизъ
   и могъ свободно двигаться; чтобы утвердить палочку, на нее кладутъ камень
   или тяжелую книгу.     Однажды толкнутая гирька очень долго продолжаетъ
   качаться безъ всякой помощи. Заставьте ребенка наблюдать, какъ понемногу
   размахи гирьки и нитки становятся все меньше, потому что воздухъ ихъ
   останавливаем ; вмѣсто гирьки, для забавы дѣтей, можно помѣстить лодочку,
   птичку съ распущенными крыльями и проч. Когда нитка съ привѣшеннымъ
   къ ней предметомъ совершенно остановится и будетъ стоять спокойно, то
   укажите, какъ она прямо стоитъ. Такой снарядъ называется отвѣсомъ и
   употребляется для того, чтобы узнать, прямо­ли стоятъ другіе предметы. За­
   ставьте ребенка приставлять отвѣсъ къ комоду, къ шкапу, къ воткнутой въ
   землю палкѣ и узнавать ихъ положеніе. Чтобы познакомить и съ прямою
   лежачею линіею, надо налить въ продолговатый стеклянный сосудъ воды; по
   поверхности воды можно узнать, не косо­ли лежатъ предметы.
        26) Пусть ребенокъ обмокнетъ перочинный ножъ или ручку чайной ло­
   жечки въ воду и сброситъ воду на лоскутокъ бумажки, напередъ пропитан­
   ной масломъ или жиромъ; вода принимаете тогда форму маленькаго круглаго
   шарика и образуетъ каплю. При этомъ можно объяснить ребенку, что жидкія
   тѣла, какъ напр. вода, спиртъ, растопленное масло, ртуть и расплавленныя
   тѣла, падая внизъ, всегда образуютъ маленькій круглый шарикъ. Когда ты
   плачешь, слезы падаютъ по щекамъ круглыми каплями; на стебляхъ и листьяхъ
   мы находимъ росу и дождь тоже въ видѣ круглыхъ капель. Если наклонить
   пузырекъ со ртутью, то оттуда выпадетъ на столъ большая круглая капля; на­
   жмешь ее или задѣнешь чѣмъ нибудь, — передъ вами забѣгаетъ множество,
   маленькихъ, кругленькихъ, блестящихъ капелекъ. Болѣе густая жидкость даетъ
   большую каплю.
        Дайте ребенку доску съ шероховатою поверхностью; пусть онъ капаетъ
   на нее водой и замѣчаетъ, какую причудливую форму принимаютъ капли.
   Капая въ разныхъ мѣстахъ чернилами, тушью или другою краскою на бумагу и
   потомъ сладывая ее и нажимая, мы получаемъ правильныя, иногда очень
   красивыя фигурки, которыя могутъ на долго занять дѣтей. Складывать бумагу
   лучше не на томъ мѣстѣ, гдѣ краска.
        27) Купите въ игрушечной лавкѣ маленькую' палочку магнита и при
   этомъ уточекъ, лебедей и рыбокъ изъ тонкой жести, которые плаваютъ на
   водѣ.
        Для того возраста дѣтей, для котораго мы назначаемъ наши наблюденія,
   только и можно указать въ магнитѣ то, что онъ имѣетъ силу притягивать;
   поэтому заставьте его приближать магнитъ и къ другимъ желѣзнымъ пред­
   метам^ которые у него подъ руками.
        28) Какъ заставить двигаться иголки? На листъ писчей бумаги на­
   сыпьте тоненькихъ иголокъ (листъ долженъ лежать горизонтально); подъ бу­
   магой двигайте магнитомъ, — иголки будутъ двигаться въ томъ­же направле­
   272   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282