Page 277 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 277
— 261 —
привести еще въ примѣръ, что и наше тѣло, получивъ разъ движеніе, про
должаетъ его въ томъже направленіи и послѣ; напр., когда лодка или ѣдущій
экипажъ вдругь останавливаются, вы невольно дѣлаете скачекъ впередъ.
И наоборотъ, когда экипажъ долго стоялъ на мѣстѣ и лошади вдругъ тро
нуть, сидящихъ въ немъ людей отбрасываетъ назадъ, потому что они стре
мятся остаться на томъ же мѣстѣ, гдѣ были.
25) Къ какому нибудь металлическому кольцу или просто камню при
вяжите тонкую нитку, аршина полтора длиною. Свободный конецъ нити при
крѣпите къ карандашу, а еще лучше къ палочкѣ нѣсколько болѣе длинной.
Палочка эта кладется на край стола такъ, чтобы шарикъ свѣшивался внизъ
и могъ свободно двигаться; чтобы утвердить палочку, на нее кладутъ камень
или тяжелую книгу. Однажды толкнутая гирька очень долго продолжаетъ
качаться безъ всякой помощи. Заставьте ребенка наблюдать, какъ понемногу
размахи гирьки и нитки становятся все меньше, потому что воздухъ ихъ
останавливаем ; вмѣсто гирьки, для забавы дѣтей, можно помѣстить лодочку,
птичку съ распущенными крыльями и проч. Когда нитка съ привѣшеннымъ
къ ней предметомъ совершенно остановится и будетъ стоять спокойно, то
укажите, какъ она прямо стоитъ. Такой снарядъ называется отвѣсомъ и
употребляется для того, чтобы узнать, прямоли стоятъ другіе предметы. За
ставьте ребенка приставлять отвѣсъ къ комоду, къ шкапу, къ воткнутой въ
землю палкѣ и узнавать ихъ положеніе. Чтобы познакомить и съ прямою
лежачею линіею, надо налить въ продолговатый стеклянный сосудъ воды; по
поверхности воды можно узнать, не косоли лежатъ предметы.
26) Пусть ребенокъ обмокнетъ перочинный ножъ или ручку чайной ло
жечки въ воду и сброситъ воду на лоскутокъ бумажки, напередъ пропитан
ной масломъ или жиромъ; вода принимаете тогда форму маленькаго круглаго
шарика и образуетъ каплю. При этомъ можно объяснить ребенку, что жидкія
тѣла, какъ напр. вода, спиртъ, растопленное масло, ртуть и расплавленныя
тѣла, падая внизъ, всегда образуютъ маленькій круглый шарикъ. Когда ты
плачешь, слезы падаютъ по щекамъ круглыми каплями; на стебляхъ и листьяхъ
мы находимъ росу и дождь тоже въ видѣ круглыхъ капель. Если наклонить
пузырекъ со ртутью, то оттуда выпадетъ на столъ большая круглая капля; на
жмешь ее или задѣнешь чѣмъ нибудь, — передъ вами забѣгаетъ множество,
маленькихъ, кругленькихъ, блестящихъ капелекъ. Болѣе густая жидкость даетъ
большую каплю.
Дайте ребенку доску съ шероховатою поверхностью; пусть онъ капаетъ
на нее водой и замѣчаетъ, какую причудливую форму принимаютъ капли.
Капая въ разныхъ мѣстахъ чернилами, тушью или другою краскою на бумагу и
потомъ сладывая ее и нажимая, мы получаемъ правильныя, иногда очень
красивыя фигурки, которыя могутъ на долго занять дѣтей. Складывать бумагу
лучше не на томъ мѣстѣ, гдѣ краска.
27) Купите въ игрушечной лавкѣ маленькую' палочку магнита и при
этомъ уточекъ, лебедей и рыбокъ изъ тонкой жести, которые плаваютъ на
водѣ.
Для того возраста дѣтей, для котораго мы назначаемъ наши наблюденія,
только и можно указать въ магнитѣ то, что онъ имѣетъ силу притягивать;
поэтому заставьте его приближать магнитъ и къ другимъ желѣзнымъ пред
метам^ которые у него подъ руками.
28) Какъ заставить двигаться иголки? На листъ писчей бумаги на
сыпьте тоненькихъ иголокъ (листъ долженъ лежать горизонтально); подъ бу
магой двигайте магнитомъ, — иголки будутъ двигаться въ томъже направле